Маркетолог из БАААААЛЬШОЙ корпорации критикует Фадеева. Разбираем аргументы и беседуем с критиком

Сколько в жизни у меня было разговоров с разными людьми из больших корпораций? Все и не сосчитать. Да оно и не надо, ибо все, как один. Если коротко, то такие беседы можно свести к следующей выжимке:

— Фадееы, что за говно ты наделал?
— Это не говно. Это продающий выдроченный контент.
— Да кто это купит? Фу! 
— Вот цифры. Вот кейс. Люди покупают.
— Ну не! Это ж дерьмище! Убого. Топорно. Нелепо. Ещё и юрлицо у тебя «ЛГБТ»! Какой колхоз! Убейся об стену!

И так по кругу. Мол, Фадеев делает непрезентабельный ужас, который оскорбляет вкус любого уважающего себя маркетолога. Причём оскорбляет настолько, что эстетствующие специалисты по всему на свете из комментариев хотят настучать Фадееву по его цветной голове за такой креатив. Жаль, что они не знают, что в жизни я милый котик.

Случаются и беседы в версии «лайт». Это когда на меня смотрят сверху вниз в лорнет и вежливо объясняют, что моя реклама в лучшем случае «сомнительно, но окэй». Ну, знаете таких маркетологов, которые в курсе умных слов вроде «брендбук», «инсайт» (высший пилотаж, если они отличают инсайт от инсайда), «ресёрч», «ядро аудитории», tone of voice (исключительно в таком написании и с оксфордским прононсом «тон оф войс»; если маркетолог произнесёт наше рабоче-крестьянское «характер общения с аудиторией», то у него тут же отвалится пятая точка). Вот вам лайфхак. Хотите сойти за супер-крутого маркетолога/рекламщика – блесните как-нибудь на обеде (ой, сорри, на бизнес-ланче, конечно) такой фразочкой: «Ох, знаете, в пятницу в 2 встретиться не смогу. У меня запланирована дизайн-скрин-шэринг-сессия в режиме риал тайм. Никак не перенести». После такого вас обязательно будут считать крутышкой. Но я отвлёкся.

Есть такие маркетологи с особой прошивкой. Они очень хорошо знакомы с теорией, с инструментами, с подходами – только всё это добро двадцатилетней давности. И это в лучшем случае. Да и давность-то не наша, а ихняя, заграничная. (Вот оно – тлетворное влияние Запада на неокрепшие отечественные умы!) Нет, Котлер – это, разумеется, хорошо. Как принято сейчас говорить, это база! Увы, вокруг полно людей, называющих себя маркетологами, но абсолютно не владеющих элементарными знаниями и навыками. Однако, есть вещь, которую упускают ВСЕ шаблонные маркетологи (как и шаблонные представители других профессий). Книги пишутся на основе практики, а не наоборот. Практика не подстраивается под теорию. Ибо практика – это сама жизнь, которая способна пробиться сквозь любую плиту из шаблонов, стереотипов и пыльных теорий. 

Я благодарен такому феномену природы, как типовые маркетологи. Именно после работы с ними ко мне приходят собственники бизнесов и просят дать им результат. Причём даже собственники больших бизнесов. Парадокс в том, что как раз-таки само устройство больших компаний является питательной средой для появления товарищей с квадратными извилинами. О таких людях я подробно писал в статье про кодекс корпоративной проститутки

Таких же, как Фадеев, корпоративная культура активно отторгает аки самого вреднючего паразита. Однако же, когда резко поджимает и бизнесу срочно-прям-вчера нужен результат, то яд тут же становится лекарством. И вот я, как Чип и Дейл, спешу на помощь, прихватив с собой на клиентское предприятие Гаечку-аккаунта, Рокфора-проджекта и креативщика Вжика. 

Совсем недавно я имел очередную переписку с заурядным типовым маркетологом. Это и стало поводом для написания статьи. Я хочу на конкретном примере пояснить, в чём состоит отличие меня от них и что такого есть в Фадееве, чего нет у остальных (и в этом их большая беда и моё счастье).

Итак, разместил я в телеграм-канале Артемия Лебедева рекламный пост. Выглядел он так:

Самое интересное, что во второй части поста (см. скрин ниже) прямо говорится о моём подходе и отношении к комментариям (в контексте всей истории это важно).

Ссылка, вставленная в пост, ведёт на эту программную статью, где я подробно, до молекул разжёвываю свой принцип таргетирования контентом. 

Этому принципу и посвящён рекламный пост в тележке у Лебедева. 

Но как я ни отговаривал умных людей ходить в комментарии и высказывать там свои ценные мысли, у меня это не получилось. Туда всё-таки зашла одна милая девушка, да не абы какая. Целый руководитель отдела маркетинга группы компаний ЭФКО – одного из лидеров отечественной пищевой промышленности. Зовут девушку Анастасия. Она оставила такой комментарий (привожу полностью; примечание: в начале комментария допущена опечатка. Максимка – это на самом деле Михаил, то есть я):

Простите, но это ещё не всё. Потерпите. А лучше внимательно почитайте. В этих сообщениях вся соль шаблонного подхода к современному маркетингу. 

Фух, привёл весь комментарий – клянусь Вадимом Боковым, иначе не быть мне первым маркетологом с калькулятором в руках. Если вы затерялись в брожениях ума, то вот краткое содержание:
•    Фадеев делает рекламу низкой пробы.
•    Фадеев не запустил ни одного федерального флайта.
•    Фадеев считает свою аудиторию / аудиторию рекламируемых им продуктов дурачками. 
•    Если бизнес не уважает клиентов, то закажет рекламу у Фадеева.
•    Реклама Фадеева работает только на первичную покупку.
•    Фадеев делает не то, что делают большие бренды: «Тайд», «Кока-Кола», «Фольксваген» (ой, какая прелесть!).
•    По CGPods нет аналитики, подтверждающей успешность кейса. 

Что ж, давайте разберём претензии по порядку.

Фадеев делает рекламу низкой пробы

Полагаю, здесь идёт речь про эстетическую составляющую. Собственно, я и не скрываю, что делаю «некрасивую» рекламу. Более того, я это декларирую – декларирую явно, много и часто. Даже мой пост у Лебедева начинается с этого. Причина такого подхода вовсе не в том, что я возомнил себя новым Пикассо от рекламы, который переосмысляет подходы к визуалам. Причина сугубо практическая: прилизанные, приглаженные, рафинированные, «инстаграмабл» картинки НЕ работают. То есть НЕ привлекают внимание, а лишь вызывают равнодушие у избалованного всякими красивостями пользователя. Глянцевой рекламы стало слишком много. Она воспринимается как фон, белый шум, обыденность.

Цифровая техника и соцсети всё поменяли. Это раньше, чтобы посмотреть на красивую девицу в купальнике в приятных интерьерах, нужно было пойти в «Роспечать» и отдать за глянец свои кровные. Сейчас для этого достаточно открыть одно из кучи приложений в телефоне. Это тогда, во времена зелёной травы, кадры в фотоаппарате были наперечёт, и люди тщательно выбирали, что они хотят заснять. Теперь же тысячи и тысячи фотографий и десятки часов видео не занимают в телефоне и половины памяти. Очевидная же вещь, ну? Вы это прекрасно знали и без меня. Типовые маркетологи как будто бы этого факта не замечают. Красота в цифровой среде резко девальвировала за последние 10 лет. Подчёркиваю, именно в цифровой среде, а не в жизни. 

Раз пользователь стал равнодушен к идеальной красоте, из этого следует простой и очевидный вывод: нужны иные визуальные приёмы, которые будут контрастно отличаться от того, к чему пользователь привык. Как только будет наблюдаться обратный тренд, и пользователи устанут от «уродливых» картинок, я буду первым, кто станет делать аккуратные, рафинированные глянцево-вылезанные визуалы.

Смотрите: я только что сделал супер-очевидный вывод из супер-очевидного факта. Почему тогда у типовых маркетологов мои творческие решения вызывают отторжение? Потому что отторжение – это форма рефлексии. А рефлексия – это, увы, единственное, на что способны отформатированные «правильными» знаниями мозги. Какой тут анализ? Зачем разбираться, действительно ли работают методы Фадеева? Это лишнее напряжение мозгов, которое только тратит калории, нужные для конф-колов и митингов-планёрок. На случай анализа под рукой всегда есть удобное мерило под названием «классический маркетинг». Если что-то сделано не так, как написано в книжках или как привыкли делать все, то это заведомо провал. Шаг влево, шаг вправо – и ты низкопробный рекламщик. 

Фадеев не запустил ни одного федерального флайта

Позвольте привести чуть более полную цитату из комментария маркетологини: «Человек не запустил ни одного федерального флайта, у него нет экспертизы ни в чём, кроме игры на “дурачка”». 

Великолепная фраза! Потрясающая! Это называется «скажи, что ты типовой зашоренный маркетолог, не говоря, что ты типовой зашоренный маркетолог». Во-первых, обязательно употреби слово «экспертиза» в качестве кальки с английского слова expertise, которая, на самом деле, профессиональная компетенция или навыки. Во-вторых, порассуждай о федеральных флайтах в эпоху интернета. У меня встречные вопросы к маркетологине Анастасии. Кейс наушников CGPods, которые регулярно мелькают в телеграм-каналах, на ютуб-каналах и прочих площадках лидеров мнений вроде того же Лебедева или Собчак, это достаточно федеральная рекламная кампания? 

Или другой мой кейс – про сложное медицинское оборудование «Кордус» – дотягивает до звания федерального или надо ещё как-то добавить масштабу? А кампания для подарочных ящиков-сюрпризов ManBox – это тоже какая-то местечковая, несерьёзная работа? А смартфоны «Хайскрин», которые продавались миллионами штук в год во всех крупных сетях нашей необъятной? А про то, что я занимался «Покетбуком» – производителем самых популярных читалок в России, Анастасия слышала? Кроме вопросов, мне остаётся добавить только эту картинку.

Забегая вперёд, скажу, что я, конечно же, списался с Анастасией. (Переписку с ней я разберу далее.) И у нас это оказался не первый разговор. Она уверяет, что следит за моей деятельностью. Уж не знаю, насколько тщательно, но, кажется, не совсем. 

У меня есть ещё предположение, почему Анастасия могла так написать. Чтобы считаться маркетологом федерального уровня, я должен обязательно запускать мультиканальные (то есть на разных носителях) кампании на всю страну. Вот стоит билборд с физиономией Бокова в Москве, Воронеже, Челябинске, Томске и Владивостоке, вот увидела какая-нибудь бабуся в Сыктывкаре рекламу CGPods на «России-1» между своими любимыми сериалами про любовь в глубинке – всё, кампания теперь федеральная. Теперь Фадеев запускал федеральные флайты. А только этот ваш интернет нам нах не нужон! 

Раз вам так нужна мультиканальность, то пожалуйста. Вот пример размещения в бортовой прессе, где мы «насилуем» аудиторию лицом Вадима Бокова уже полгода.

Здесь можно почитать, почему, как и зачем я работаю с бортовой прессой. До Бокова я «нарабатывал экспертизу» в работе с этим каналом коммуникации, рекламируя смартфоны Highscreen. Картинка кликабельна.

Рекомендую ознакомиться с подробнейшим описанием моей работы с этим клиентом. Там в том числе рассказывается про то, как мы сотрудничали с Никитой Джигурдой в качестве амбассадора бренда. В этой же статье описана наша работа с DEXP (брендом мобильной электроники сети DNS). В частности то, как мы сделали гимн торговой марки с блогерами Эльдаром Джараховым и Ником Черниковым.

Короче, опыт федеральных кампаний у Фадеева имеется. Надеюсь, убедил. Едем дальше.

Фадеев считает свою аудиторию / аудиторию рекламируемых им продуктов дурачками

Для начала сошлюсь в n-ый раз на статью про эпоху смыслов. Как раз в ней я говорю, что аудитория всего и вся никакая не глупая. Наоборот! Если раньше, в «эпоху форм», потребитель (особенно постсоветский) кидался на любую яркую этикетку, то теперь всё иначе. Опять же, интернет поменял правила игры, когда-то зафиксированные классическим маркетингом. Есть отзывы, обзоры и шквал информации, в которой потребитель пытается сам разобраться, ибо он тратит на продукт собственные коврижки. Поэтому ни о каком неуважении к аудитории не может быть и речи. Потребитель, очевидно, поумнел, а маркетологи не поспели за этой эволюцией. Ей-богу, складывается ощущение, что «правильные» маркетологи замечают наличие интернета, только когда надо высраться в комментариях. 

Я строю коммуникацию на простом, понятном конкретной ЦА языке. Без штампов из серии «ощутите незабываемую свежесть прохлады» и прочей «неповторимой мягкости», к которым так привыкли рекламщики и маркетологи. Кажется, это называется «разговаривать на человеческом языке». 

Глобальная проблема маркетинга в том, что даже школьник за версту чует все эти заезженные до дыр штампы. Любому Васе с улицы по первым двум-трём словам станет ясно, что перед ним вонючая приторная реклама, а значит, сейчас будут что-то втюхивать. Пользователи ютуба за мгновение замечают, как меняется интонация их любимого блогера в начале рекламной интеграции, и пытаются как можно скорее эту часть ролика перемотать. Но, кажется, маркетологам в основе своей на это плевать. А чё? Медиапланы подписаны, бюджеты согласованы. С нас взятки гладки.

Хочу ещё обратить внимание на следующий момент. Многие путают два понятия: объяснять, как дураку, и объяснять простым языком. По форме эти подходы к коммуникации схожи. Но разница в них всё же есть. Она в отношении объясняющего к тому, кому он что-то объясняет. А теперь ответьте мне на вопрос: общение с аудиторией заезженными штампами – это уважение? Мол, ну и что, что штампы вызывают у зрителей стойкую неприязнь и потребителю хочется блевать от них радугой? И так схавают! (Молчу про то, что это делает рекламу неэффективной.)

Всё в той же статье про таргетирование контентом я уделил немало абзацев тому, как мы выдрачиваем контент для размещения. Даже приложил скриншоты инструкций, которые мы прописываем ДЛЯ КАЖДОГО видеоблогера, о том, как правильно располагать титры и картинки. Вот пример:

Для чего я и моя команда это делаем? Для того, чтобы зритель получил информацию в максимально удобном формате. Хочется ещё раз спросить: это точно неуважение к аудитории? Точно-точно?

Продолжаем ликбез. У каждого акта коммуникации есть свой контекст. Перевожу на язык маркетинга: подача рекламного сообщения в зависимости от носителя должна меняться. Например, даже типовые маркетологи знают, что типичная длительность контакта с наружной рекламой секунд 5 максимум (это если на неё вообще посмотрят). Поэтому туда много слов и слишком сложный визуал не впихнёшь. Зато рекламу в лифте обитатель панельного человейника прочитает вдоль и поперёк, пока поднимается до 20-го этажа (если руки заняты пакетами и нет возможности залипнуть в телефон, то вероятность этого близится к 100%). И тут можно вместить побольше буковок. А что с рекламой в интернете? 

В интернете есть такая штука, как мгновенная обратная связь. И вот же незадача: если человеку что-то нравится, он об этом, как правило, не пишет. А если его где-то не так обслужили, не положили соус в заказ, не так ответили, да и в целом что-то бесит, он мгновенно находит время, чтобы об этом написать в сети. Повторю в 150-й раз простую, но очень сложную для типовых маркетологов истину. В интернете есть только два типа реакций: равнодушно пройти мимо и облить дерьмом с ног до головы. Более того (и тут я снова сошлюсь на статью про таргетирование контентом), лайки и любые комментарии – не равны репутации среди ЦА, и уж тем более, вообще никак не связаны с продажами. 

Можете мне не верить, но в начале каждого проекта я с командой тщательно изучаю бизнес клиента. Мы садимся в самолёт или поезд и едем на производство, общаемся с собственником, ключевыми специалистами, проводим многочасовые встречи, чтобы, в конечном итоге, вычленить те самые крупицы смыслов, которые зайдут аудитории. Можете назвать эти крупицы по-умному – УТП (уникальным торговым предложением), это не так важно. 

Далее мой креативный директор пишет объёмный документ под названием «Вводные», где прописаны и разжёваны все «мантры», которые мы будем использовать в рекламе. Более того, всё, что я только что перечислил, является обязательным условием работы с Фадеевым. Я не возьмусь за работу, если мне не дадут изучить продукт и все нюансы его производства. Стал бы я так заморачиваться, если мне плевать на аудиторию? Куда проще, сидя в офисе, подрезать из интернета модный референс и по нему сделать креатив для федерального, прости господи, флайта. Ой, кажется, я описал работу 95% рекламных агентств в стране.

Если бизнес не уважает клиентов, то закажет рекламу у Фадеева

Представляю, как я прихожу, например, к Владимиру Суркову из «Ростовской мануфактуры сантехники» (моя статья о нём тут) и говорю: «Представляешь, ты 10 лет искал технические решения, чтобы сделать недорогой и при этом самый экономичный в мире смеситель, ввёл тройной контроль качества на производстве, открыл испытательную лабораторию, чтобы и дальше совершенствовать свой продукт, заморачивался над тем, чтобы струя в смесителях "РМС" не давала брызг и оказывала массажный эффект, а всё равно ты своего покупателя не уважаешь. Всё, потому что работаешь с Фадеевым».

Начнём с того, что уважение – понятие очень субъективное, абстрактное и растяжимое. Уважают ли большие бренды свою аудиторию, стимулируя потребление и выманивая тем самым у неё деньги? Уважает ли H&M покупателя, продавая ему вещи, которые превращаются в ветошь через полгода? А P&G уважает своего покупателя, называя стиральный порошок «Тайд» аква-пудрой (буквально, пудря всем мозги, извините за каламбур)? Когда «Эппл» не кладёт в коробку с новым телефоном зарядку – это правда забота о природе или банальное лицемерие, чтобы вы, купив телефон за 1 000 долларов, потратились ещё? Продолжать подобные вопросы можно до бесконечности. Мне кажется, что любой нормальный бизнес просто не оперирует такой категорией, как уважение. Бизнес интересует одно – получение прибыли. Он будет облизывать клиента ровно на той планке облизывания, которая позволяет выигрывать конкуренцию и не уходить в убытки. На этом балансе всё и строится. Про отношения с клиентами я написал много букв в статье «В каких случаях клиент НЕ прав…». 

Претензия, кинутая в адрес бизнеса, вызывает у меня приступы смеха, ведь я общаюсь непосредственно с собственниками, которые приходят ко мне в качестве клиентов. Ещё раз. Общаюсь не с их маркетологами или секретаршами. А с самими владельцами. Или, минимум, с топ-менеджерами, которые имеют непосредственный контакт с собственниками. Не поверите, но каждый второй приходит ко мне, ознакомившись с кейсом Тюменского Илона Маска Вадима Бокова – ну помните, тот самый кейс, где много отвратительной рекламы для сельских простачков. А знаете, почему моя работа с Вадимом так западет в душу владельцам бизнесов? Потому что она эффективная. Эстетика, аккуратность, дизайн – почему-то все эти категории не очень волнуют людей, которые вкладывают СВОИ КРОВНЫЕ деньги и хотят видеть от них отдачу. Отдачу! Понимаете? От-да-чу. А не рассуждения про эстетику рекламы и соответствие визуала принципам классического маркетинга со ссылкой на книжки Котлера и опыт больших компаний.

В этом отличие типичного собственника от типичного маркетолога. Маркетолог «играет НЕ на свои», поэтому может спокойно порассуждать о росте узнаваемости, инвестициях в репутацию бренда и прочих сложно-философских материях. Собственник же вкладывает свои условные пару лямов, и, естественно, он будет чесать репу на тему «Как и когда я верну такие бабки?»

Почему ещё собственники приходят к Фадееву? Потому что Фадеев – это маркетолог с мозгами собственника. Фадеева капец как волнует эффективность каждого размещения. Фадеев очень заинтересован в том, чтобы поднять обороты клиенту и отщипнуть от этого свой скромный процент. Клиенты попадают ко мне, вдоволь наработавшись со специалистами, которых интересы бизнеса и аудитория совсем не колышут. 

99% маркетологов нужно как можно больше циферок и бумажек, которыми в случае чего можно прикрыть задницу. Ещё раз возвращаю вас к статье про кодекс корпоративной проститутки – там я расписал всё в деталях и с реальными примерами.  

А 99% рекламщиков интересует только творческая сторона процесса – шоб покрасивше было! И те, и другие 99% забывают, что маркетинг и реклама – это инструменты бизнеса. А цель бизнеса – зарабатывать деньги. Рассматривать рекламу и маркетинг нужно только вот так: помогают ли они бизнесу в достижении этой цели? Почему-то помнит об этом чаще всего только собственник… и Фадеев.

Реклама Фадеева работает только на первичную покупку

Чем дальше в лес, тем сложнее подбирать аргументы против бессмысленных обвинений. Есть такая штука, как пользовательский опыт. Он и только он влияет на то, купит человек вещь ещё раз или нет. Что бы вы ему ни обещали на рекламном плакате, он уже знает цену вашим словам, потому что сталкивался с продуктом/услугой вживую. В этом смысле вообще вся реклама направлена на первую покупку. Если потребителю не понравились ваши условные пряники, то остаётся вероятность, что он может их купить ещё раз, только если вы добавите в продукт что-то новое. Например, начинку в виде джема. Или новую упаковку.

В сегменте FMCG (товары повседневного спроса), где работает Анастасия, мотивы для совершения повторной покупки кардинально отличаются от мотивов в сегменте портативной электроники (разная цена, разная частота покупки, разная переключаемость покупателя с одного бренда на другой). Мне сложно представить себе следующую ситуацию. Человек повёлся на рекламу и купил смартфон. Смартфон оказался дрянью. Потом человек увидел рекламу новой модели этого же смартфона, и она ему так понравилась, что человек решил: «Эх, была не была! Возьму снова! Такой маркетинг у них офигенский!»

Или давайте посмотрим на примере CGPods. Некий, по словам Анастасии, дурачок увидел ужасную рекламу наушников Бокова. Решил купить. Ему понравилось. Купит ли он их ещё раз, если его не смутил говно-креатив Фадеева в первый раз? Очень вероятно, что купит.

Если «дурачок» решил, что наушники фигня, то вероятность повторной покупки стремится к нулю. Но дело ли здесь в маркетинге Фадеева? Разумеется, нет. Маркетолог не имеет отношения к производству. Раз уж мы заговорили про качество наушников, то могу сказать как их пользователь (ещё у меня жена и дети – все с CGPods) – качество каждой новой модели растёт в сравнении с предыдущей. Боков и правда постоянно работает над улучшением продукта. Тут можете мне не верить, а купить и сами убедиться! 

Позволю себе ещё процитировать маркетологиню Анастасию из баааааальшой корпорации: «Люди продолжают покупать (речь про CGPods), потому что делают покупку впервые, ключевым фактором является низкая цена». 

Я лишь могу предложить Анастасии посетить любой «М.Видео» или «Эльдорадо» и ознакомиться с ассортиментом наушников, лежащих на нижних полках. Также можно зайти на небезызвестный сайт «Алиэкспресс». Вот же Анастасия удивится, узнав, что существуют десятки китайских наушников по цене пачки чипсов, и раскупают их не особо. У Бокова наушники гораздо дороже, но их почему-то разбирают, как горячие пирожки.

Фадеев делает не то, что делают большие бренды: «Тайд», «Кока-Кола», «Фольксваген»

Цитата (орфография и пунктуации Анастасии): «Никто не запомнит агрессивно-пугающую рекламу, как я писала выше – это работает только на первую покупку. Зато все помнят обучалки от интернационалов: "Чистота – чисто Тайд"; "Праздник к нам приходит всегда с Coca-Cola"; "VW das Auto" – тут, если разбираться в хитросплетениях немецкого языка, можно вообще кукушкой уехать от гениальности данного слогана»

На это вместо меня могли бы ответить коллеги из первого в России бизнес-спецназа Амивео. В их стезе операционного менеджмента как раз полно типичных консалтеров, которые любят с маркером у доски рассказывать про успешный опыт «Тойоты» и «Гугла» – опыт, который натягивается на реалии среднего российского ИП или ООО, как сова на глобус. 

Не знаю, почему рекламу CGPods (а речь в цитате про неё) Анастасия считает «агрессивно-пугающей». Допустим. Но как раз то, что закреплено сильными эмоциями, больше всего и запоминается. То, что эмоций не вызывает, забывается в первую очередь. Так что тут Анастасия ошибается. Правда, в случае с рекламой человек забывает всё, если ему не напоминать. Приведённые маркетологиней примеры от больших брендов потому и помнят, что они регулярно льются из всех медиа на протяжении десятилетий («Фольксваген» – с 2007 г., «Кока-Кола» и «Тайд» со своими слоганами так вообще с 90-х). Как тут вообще можно сравнивать креатив для Бокова и для транснациональных корпораций?

По CGPods нет аналитики, подтверждающей успешность кейса  

Для ясности картины ещё раз прилагаю скриншот, демонстрирующий брожение ума. 

Началось всё с претензий к креативу, и вопросов к эффективности не было. Закончилось всё тем, что вопросы к эффективности всё же есть. Что ж! Специально для всех сомневающихся, оставлю ссылки на кейс CGPods и на свежую статью Вадима Бокова, где он рассказывает о том, как дорос до зонтичного бренда – наверняка, вопреки стараниям Фадеева, который все эти годы топил Вадима своим говно-креативом, а Вадим проявил свой сибирский характер, назло Фадееву нарастил бизнес и… продолжил работать с Фадеевым. А как иначе? Надо же как-то «пилить бабки инвесторов». Один Вадим не справляется и зовёт на помощь меня.

Когда мы только начинали работать с Боковым 3 года назад, оборот его компании составлял 500 тысяч рублей в месяц. Теперь 60–70 миллионов. В месяц. Конечно же, маркетинг тут ни при чём. Это всё низкая цена, угу. 

Переписка с хейтером

С аргументами разобрался. Приступаем ко второй части Мерлезонского балета. Она будет покороче. Я решил написать Анастасии с целью узнать, зачем она накатала простыни текста в комментариях к рекламному посту в телеге Лебедева. Для тех, кто не знает, комментарии к любым постам и видео Лебедева – та ещё клоака, натуральное деревенское очко. Давать там обратную связь странновато.

Вся переписка уместилась в 20 скриншотов. Все их показывать не буду. Большую часть времени мы выясняли, кто на кого обижен и зачем нужно писать в личку комментаторам. Отвечаю, зачем это делаю я. Хотите верьте – хотите нет, а мой интерес сугубо исследовательский. Я пытаюсь понять компетенции (извините! Конечно же, экспертизу) и общий профессиональный уровень своего критика. Вдруг я смогу у него чему-то научиться. Или, наоборот, убедиться, что человек, накатавший полотно из пространных, не имеющих к реальности рассуждений – это самый что ни на есть шаблонный маркетолог. Увы, с Анастасией вышел именно второй случай. Ничего принципиально нового к тому, что писала в комментариях, она не добавила. Впрочем, судите сами, если не лень читать.

Я лишний раз убедился, что все рассуждения шаблонных маркетологов – это мысли про сферический маркетинг в вакууме. Там нет воздуха. Там нет жизни. Это абсолютно оторванные от реальности рассуждения, словоблудие, прикрывающее умным фразами пустоту и непонимание того, что реальный мир далеко ушёл вперёд в сравнении с тем, что написано в учебниках. Вместо того, чтобы меняться, шаблонные маркетологи готовы лишь рефлексировать, почему у тех, кто осмеливается менять мир, всё непривычно иначе. «Шаблонщики» и эмбиоиды громоздят логические конструкции, которые рассыпаются при малейшем соприкосновении с реальностью. Логика начинает плыть, и типовой маркетолог уже не понимает, что его отталкивает в чужих кейсах: подача или эффективность, форма или содержание, или всё вместе. 

Как правильно сказала Анастасия, моя цель – показать, что я лучше. Правда, это, скорее, не цель, а задача на пути к более глобальной цели. Спасибо Анастасии, что предоставила отличный материал для сравнения. В завершении напишу то, что записал моей визави в голосовом. 

Моя цель – быть маркетологом номер один. Поэтому я жадно изучаю конкурентов (и таких, как Анастасия, в том числе), новые инструменты, экспериментирую и нахожусь в постоянном поиске профессионалов в свою команду. Абсолютно точно знаю, что уже сегодня мои кейсы разбирают на парах по маркетингу в нескольких топовых российских гуманитарных вузах. Я, не побоюсь этого слова, – трендсеттер. Я показываю рынку, как можно эффективно работать с современным маркетингом, лишённом косности и шаблонов. Работать креативно в современной супер-динамичной информационной среде. Поэтому мой бизнес растёт каждый год. Растёт сложность проектов и уровень бизнесов, с которыми я сотрудничаю. Чего и всем желаю. Вы, главное, шоры с глаз, наконец, снимите и начните думать с точки зрения интересов бизнеса и современных реалий.

Отзывы в интернете: Фадеев делится хинтами. Как покупателю читать отзывы и не лохануться. Как работать с отзывами, если у вас свой бизнес

Собственно, эта статья будет полезна и тем, у кого свой бизнес, и тем, кто выбирает что-либо в интернете, основываясь на отзывах. Двух зайцев одним текстом, ткскзть!

Фадеев и Слон. Первоапрельская тема

Там много смешного. Не все поймут, ибо оно связано с нашей внутренней кухней, и все же многие наверняка похихикают. 

Реклама в бортовой прессе: три главных правила цепляющего макета

Плюс еще и небольшой бонус, который, впрочем, не менее важен, чем те самые три главные правила.