Забыть нельзя запомнить: про мой подход к неймингу, брендингу и прочей айдентике

В посте про мой подход к дизайну я рассказывал, почему «эффективный визуал» – не равно «эстетичный», «гармоничный» и «приятный». Он может быть сколь угодно косорылым, аляповатым и кринжовым. Главное – чтобы запоминался. Чтобы выделял ваш продукт из множества других. 

Чтобы потенциальный клиент немедленно включил внимание, увидев ваш сайт, или упаковку, или рекламную интеграцию. И пускай при этом подумает: «Блэт, какая трэшатина!». Главное, что он вообще о чем-то ПОДУМАЕТ. Это значит, что дизайн выполняет свою функцию, выделяет ваш продукт, обращает на него внимание. А плохо – это когда клиент видит вашу рекламу или товар и равнодушно продолжает скроллить свои будни, не уделив вам ни одного нейронного импульса.

Абсолютно та же логика действует в отношении айдентики – это все то, что формирует ассоциацию с брендом: название, логотип, цвета, упаковка, общий смысловой посыл… И самое тупое, что можно сделать с этой самой айдентикой, – поручить ее разработку какому-нибудь Дизайнеру Красивостей или Креативщику Всего. В лучшем случае получится эстетичненько, но в памяти клиента не осядет и никак не проассоциируется с компанией-продуктом. 

Ща нарассказываю…

Как вы яхту назовете, так ее никто и не запомнит

Вы, возможно, помните, что иногда я выступаю как консультант. Встречаюсь онлайн по видеозвонку с владельцем бизнеса, изучаю его продукт и выделяю те фишки для продвижения, которые видны моему маркетологическому глазу, но которых сам владелец бренда не замечает. Подробно писал об этом здесь.

Однажды ко мне на консультацию пришел предприниматель из Осетии, бывший спортсмен, который сейчас производит фруктовые пастилки. Он крайне трепетно относится к качеству своего продукта, подтянул на производство толковых технологов, основательно заморочился сырьем – вкусным настоящим фруктовым пюре без говна и ароматизаторов. 

Назвал бренд VitaminOS («ВитаминОС») и вышел со своей продукцией на маркетплейсы

Перед консультацией клиент прислал мне тестовые образцы пастилок, а я их передал своим детям. Таким образом на стене повисло чеховское ружье, а пока расскажу про консультацию. 

Я много чего насоветовал клиенту, чтобы покупатели лучше запоминали его бренд и охотней покупали пастилки, но в этой статье выделю три очень важных совета.

1. Писать на упаковке не «Пастила», а «Мармелад и пастила». Да, это не совсем корректно с точки зрения фактов, но облегчит жизнь покупателям – что важнее.

Ведь люди, особенно если они не очень разбираются в сладостях, часто путают пастилу с мармеладом, зефиром, рахат-лукумом. Или при слове «пастила» представляют себе головы желейных мишек. В общем, думают про что угодно, но не про тот товар, который в упаковке. 

Если вы считаете, что я драматизирую, то вот вам фото пяти сладостей. Что из этого пастила?

Вы сейчас ткнули пальцем в то лакомство, которое конкретно у вас ассоциируется со словом «пастила». Или пожали плечами, если не разбираетесь, не знаете и не можете даже предположить, что из этого – оно самое.

А правильный ответ, я надеюсь, сокрушителен: всё! Всё это – пастила, при том, что сладости выглядят по-разному, на вкус наверняка драматически отличаются и уж точно сделаны из разных наборов продуктов.

Просто в нашей отечественной традиции так сложилось: чаще всего пастилой мы называем лакомство вроде зефирок (на фото – №2) из яичного белка, сахара и загустителя. И многие производители пишут на упаковках: «Пастила». Хотя внутри, по сути, зефирные палочки.

Технологически же пастила – это сладость из подсушенного фруктового пюре. Выглядеть она может довольно по-разному, в зависимости от исходного сырья и технологии: в моем примере это №№ 1, 3 и 5. А сладости вроде «Белёвской пастилы», которые с виду похожи на кексики (№ 4), приготовлены по совершенно особым рецептам, прижившимся в отдельных регионах России. На самом деле это не кексики, а мякоть печеных яблок.

Голову сломаешь, правда? Так вот, пастила VitaminOS – именно лакомство из подсушенной фруктовой массы. На мой взгляд, с виду она похожа на какой-то вариант мармеладок. Да, по технологии это пастила, не мармелад, и любой даже невменяемый кондитер скажет, что это пастила, но рядовые граждане – не кондитеры, не технологи и легко сочтут это именно мармеладкой. И не объяснишь ты никогда рядовому гражданину, что так неправильно.

Потому я и настаивал, что нужно писать «Мармелад-пастила», т. е. указать ОБА ключевых слова, по которым могут искать. Так покупателю будет легче сориентироваться и проще найти нужный продукт.

2. Сделать бренд хорошо заметным на упаковке. Написать слово «VitaminOS» четко, внятно, заметно, подсвеченно, большими страшными буквами. Тогда появится вероятность, что хоть один человек из двадцати его запомнит.

Потому что само по себе название бренда – неудачное. Слово «ВитаминОС» не запоминается, оно не уникальное, не оригинальное и ни с чем особенным не ассоциируется. Это корявый нейминг! То есть как… Название «ВитаминОС» отражает суть. Мне понятна логика человека, который его придумал. С точки зрения соответствия смыслу продукта – название хорошее. С точки зрения милоты и красивости – оно тоже хорошее. Но с точки зрения потребителя? 

Покупатель нихрена НИКОГДА не запомнит это название дольше чем на пять секунд. И НИКОГДА не выделит его среди десятков других фруктовых пастилок. Потому что про витаминность фруктовых сладостей пишут чуть более чем все производители! И когда бренд называется «ВитаминОС» – ну, клиент запомнит максимум «Что-то там про витамины». Успех? Вряд ли.

3. Главное: добавить слово-идентификатор «осетинский». Осетинский мармелад и осетинская пастила. 

Везде, везде, везде, на упаковках и в карточках товара, в рекламных материалах и в описаниях. Это выделит бренд. «Осетинский мармелад, осетинская пастила» – запомнится гарантированно лучше, чем «ВитаминОС», или там «ВитаминОК», или «ВитаминДОК» – честное слово, пока писал статью, сам все время забывал правильное название бренда. Ну вот такое оно никакое, бывает. Что ж теперь – голову пеплом посыпать? Можно и посыпать, но параллельно все равно имеет смысл работать с более удачными идентификаторами…

Подозреваю, не все мои предложения вам показались стоящими. Возможно, с чем-то захотелось поспорить. Но я выделил их не просто так, а потому что спустя пару месяцев (когда я уже думать забыл об этой консультации) история получила неожиданное продолжение.

Страшный сказ о вкусной и здоровой пище

Продолжение истории – это мой уже чисто клиентский опыт с брендом VitaminOS. Я же сказал, что мне прислали несколько коробок с образцами продукции – ну так вот: сладости реально вкусные, трое моих младших дочек (есть еще две старших!) подсели на них. А когда все подаренные пастилки закончились, моя жена пошла на «Озон», чтобы купить еще контейнер-другой… И начался сюжет уровня «Индианы Джонса и затерянного города».

Название бренда «ВитаминОС» моя жена, конечно, не запомнила. Нельзя сказать, что на это были какие-то шансы – вот, посмотрите на упаковку и скажите честно: вы вообще обратили бы внимание на бренд? Я ж не просто так предлагал сделать название заметней!

Бренд не особо заметен на упаковке – раз, запомнить само название почти невозможно – два. Как я на консультации и сказал: у покупателя в голове останется лишь «Там что-то про витамины». Вот моя жена именно это и сказала: что-то про витамины, а сущность этих пастилок она запомнила как мармеладную (бинго, ага, я про это тоже говорил!). Также она железно помнила, что в составе нет сахара.

Жена долго и упорно искала сочетание «витаминный мармелад», «мармелад без сахара», «пастилки без сахара» – и в выдачу выпрыгивало что угодно, десятки других сладостей от других производителей в других упаковках. Как я и говорил: производитель почти ЛЮБЫХ конфеток-мармеладок из фруктового пюре напирает на то, что его товар витаминный! Вот едва ли не каждый пишет или в карточке товара, или в названии, или в описании: «Витаминно, витамины, витаминки, источник витаминов, витамин-мин-мин». Поди найди среди всего этого конкретные пастилки «про витамины», не помня точно их названия!

Вдобавок многие производители пишут «Без сахара» даже на товарах, где в составе есть, на минуточку, патока – это очень дешевый побочный продукт сахаропроизводства, сироп с консистенцией жидкого говна. Но не сам сахар – вот производители и пишут «БЕЗ САХАРА», а когда их ловят на подмене понятий, сообщают на голубом глазу: «Но патока – это не сахар, мы не врали». 

Типичная история:

Это просто для понимания уровня вакханалии – сколько и каких продуктов попадает в выдачу по запросу «Мармелад без сахара»! И поди найти среди этого карнавала ТЕ САМЫЕ бессахарные пастилки! В которых реально только вкусное-полезное фруктовое пюре, а не продукты переработки тяжелой промышленности! 

Словом, жена искала, искала, пока в глазах не зарябило. Но ТОЙ САМОЙ визуально знакомой упаковки «что-то там про витамины» – нет и нет в выдаче.

Внимание, вопрос! Сколько людей в этот момент плюнули бы на поиск и купили любые другие мармеладки из десятков попавшихся в выдаче?.. Но моя жена действительно упорна. Испробовав все запросы, которые пришли ей в голову, она… позвала на помощь меня. 

Я прилетел, как Чип и Дейл, но тоже сходу не вспомнил название бренда. Зато отлично помнил, что клиент из Осетии. Ура? Я стал искать на «Озоне» осетинский… мармелад (да, тоже мармелад!) – потому что я, как сотни тыщ людей, путаю мармелад и пастилу. Для меня это какая-то сладкая однородная штука вроде желе, но не желе. В общем, я тоже не нашел знакомой упаковки.

Вот что ты будешь делать?!

Именно об этом я говорил клиенту на консультации, так оно и получилось: живые, вовлеченные, заинтересованные клиенты, которые оценили продукт, НЕ запомнили его названия и НЕ запомнили, что это была именно пастила. 

То есть вот клиент заплатил мне за консультацию дохрена тыщ рублей + подарил свой продукт = выложил много денег не только за саму консультацию, но и за первое касание со мной, с моей семьей как с потенциальными клиентами своего бренда. И ПОЛУЧИЛ клиента, поскольку моим детишкам очень понравились пастилки! Но мы потом просто не смогли их купить. Очень хотели! Очень искали! Не нашли… 

Спрашивается: чего стоят все усилия по привлечению покупателя, зачем было тратить на них деньги и время, если у тебя никакая айдентика и покупатель потом НЕ ПОМНИТ, как тебя найти?! 

Ну ладно, у меня осталась переписка в вотсапе, я ее нашел потом среди десятков других чатов и перешел по ссылке на ТУ САМУЮ пастилу. А потом описал всю ситуацию владельцу бренда «ВитаминОС», мы вместе подумали, что с этим можно сделать, и следующим покупателям будет уже полегче.

Но представим, сколько повторных клиентов потерял «ВитаминОС» за это время! Сколько клиентов не осилили больше трех неудачных попыток найти нужное лакомство, когда других вокруг – пруд пруди? Сколько людей не нашли полюбившиеся пастилки-мармеладки и купили другие, выбрав из десятков предложений? 

Потерять лояльного клиента вместо того, чтобы на годы сделать его своим постоянным покупателем – ну я не знаю, что сейчас может быть хуже. Я писал в посте про рекламные тренды – 2024: рынок сейчас тащит именно рост метрики LTV (Lifetime Value) – это так называемая пожизненная ценность клиента. Или, простыми словами, тот срок, пока клиент возвращается, возвращается, возвращается за покупками. Вот за счет этого бизнесы сейчас живут. И этот фактор зависит НЕ только от маркетолога, но и от продукта. 

Если клиенту не понравился продукт, клиент не вернется. Но тут наоборот! Моим детишкам понравился продукт, очень! Я хотел затарить им ящик полюбившихся сладостей, но… не смог сделать покупку!

«Бренд – это наша данность» (Миша Фадееы) 

Мало у кого на старте бизнеса есть несколько миллионов свободных рублей, которые можно отдать Мише Фадееву за первую рекламную кампанию с предварительной разработкой айдентики (об этом ниже). Обычно ко мне приходят, когда продукт уже выведен на рынок, как-то продается, имеет какой-то бренд. Да, сделанный обычно бездарненько, БЕЗ учета покупательского поведения и мышления. Но предприниматель уже худо-бедно зарабатывает на этом бренде.

И когда бизнес попадает ко мне в продвижение, приходится воспринимать бренд как данность и выкручиваться с тем, что есть. 

Навскидку дам несколько примеров работы с айдентикой готовых брендов из своего опыта.

Первым делом, первым делом CGPods (кто-то удивился?)

В самом-самом начале своего пути Вадим Боков торговал чехлами для телефонов под брендом «Кейс Гуру» (CaseGuru). А позднее начал заниматься наушниками и решил, что «кейсовый» бренд под это дело не годится. Он изобрел новое (дурацкое, ни о чем) название CGPods («СиДжиПодс») и пошел к каким-то трехкопеечным фрилансерам-дизайнерам, чтобы они нарисовали под это дело логотип. Трехкопеечные фрилансеры стали играть со шрифтами и проиграли. В результате у дурацкого бренда CGPods появился идиотский логотип. 

Ну кто в силах сразу правильно прочитать название этих наушников? Как их только не называли! «ЭсПодс», «ДжиПодс», «ДжейПодс», «ДевятьПодс», «БешенаяКобраПодс»…

Но когда Вадим пришел к нам за продвижением, мы начали работать с этим брендом как с данностью. А шо было делать? Садиться за разработку нового бренда (это много денег и времени), потом менять все сертификационные документы, коробки, упаковки, дизайн сайта (плюс еще очень много денег и времени), а в итоге на рекламу уже не останется ни бабла, ни дней?

Нет, нихт, ни в коем случае! Работаем с брендом, как с данностью. Корявый – значит, корявый, пытаемся обыграть его. К названию «СиДжиПодс» мы добавили идентификатор «Создано в Тюмени» – в этом городе больше никто не разрабатывает наушники, потому идентификатор стал важным, информативным. 

Потом я долго и жестоко дрючил всю свою команду, чтобы в каждом (КАЖДОМ!) рекламном материале о CGPods были слова «Тюменские наушники», «Тюменская компания», «Тюмен Маск», «Создано в Тюмени». И покупателям стало не нужно помнить название бренда; достаточно, чтобы в голове застряла Тюмень – и по запросу «тюменские наушники» обязательно найдутся именно СиДжиПростиГосподиПодс!

Highscreen и его очень-очень высокий экран

Еще напомню историю про Highscreen. Как мы его раскрутили и как меня в благодарность кинули через хуй (извините за прямоту!) на 800 тыщ американских рублей – можно почитать здесь. А вот о том, как мы заставили народ ЗАПОМНИТЬ это идиотское название бренда: просто перевели его дословно и коряво. «Высокий экран»!

Совершенно тупое название, согласен. «Высокий экран» – это НЕ красиво, НЕ элегантно, это никогда бы НЕ пришло в голову типичному дизайнеру или специалисту по неймингу. Но оно запомнилось народу – и это главное! А наш мемчик «Высокий экран сапоги» до сих пор то и дело всплывает в Сети, хотя лет прошло уже столько, что и не упомнить. 

«Высокий экран сапоги» – это почти дословный и дурацкий перевод названия одной из моделей смартфона: Highscreen Boost. Да, стеб и дурацкая несмешная шутка – зато, блин, потребитель запоминает эти слова, чисто от удивления и кринжа!

Он вам не Витёк

Еще у меня в закромах есть история про бренд Vitek («Витэк»), с которым мое агентство немного поработало во времена далекие, теперь почти былинные. Под брендом Vitek продается дешевая техника: пылесосы уровня «Спасибо, что не искрит», соковыжималки «Просто добавь душка пластмассы», мультиварки серии «Бабушкина кастрюля была лучше» и всё такое прочее. Но владелец, Андрей Деревянченко, всерьез мнит качество своей продукции европейским, а конкретно – австрийским. 


Скриншот с сайта производителя

Компания Golder Electronics, которой принадлежит бренд, основана в 1990-х, а сам Vitek появился в 2000 году. Неизбалованным покупателям того времени было кристально пофигу, что написано на чайнике и как товар позиционируется – продавала только цена и полка. Подробно об этом механизме я писал в посте про маркетологов, проедающих ваши бюджеты. И вот в то далекое время Андрей Деревянченко сумел хорошо договориться с сетями, потому дешевые товары Vitek стояли на всех лучших полках страны, бренд отличненько раскрутился, Андрей стал очень богат. 

В итоге сей человек, поднявшийся на китайской купи-перепродайке, поймал звезду и абсолютно всерьез стал считать себя Московским (или где он там родился) Илоном Маском новатором, изменившим рынок электроники в России. Да, во внутренних документах, презентациях, брендбуках Андрей Деревянченко позиционируется именно как новатор, создавший в России новый электрический мир комфорта и красоты. Да, я не шучу!

Но покупатели, сцуки такие, не читают корпоративных брендбуков. Покупателям не платят деньги за то, чтобы слушать пургу корпоративных маркетологов про миссию и ценности бренда. Покупатели не будут делать вид, что верят в «австрийское» качество этого бренда. 

Обычные люди просто видят название Vitek, видят ну такие себе дешевенькие товары – и в мыслях себе не держат, что бренд инновационный, да еще и псевдо-австрийский. 

Народ у нас простой и САМ придумал великолепный идентификатор, чтобы запомнить название: в народе бренд тут же прозвали «Витёк», и словечко укоренилось – не выкорчуешь. Логично и отлично: «Витэк» хер запомнишь, «Витёк» же запоминается очень хорошо.

А владелец бренда иногда спускается на грешную землю из своих вилл, заходит в какой-нибудь свой офис, и если, нидайбох, слышит там слово «Витёк» – немедленно к херам увольняет сотрудника, посмевшего его произнести. И это, если что, совершенно реально история… 

Так и живут параллельно два мира. Корпоративные пиарщики Деревянченко сидят в высокоэтажных стеклянных переговорках с бесплатным кофе-печеньками и ссут друг другу в глаза претенциозными лозунгами и красивыми диаграммами, боясь ляпнуть «Витёк», чтобы начальство не услышало. Лелеют свою версию реальности про величие бренда – реальности выхолощенной, глянцевой, существующей только в их головах, лозунгах и диаграммках.

А реальный мир живых людей не имеет ничего общего с миром корпоративных пиарщиков и растопырь-пальцы маркетологов. Реальный мир людей бурлит совершенно иными, ЖИВЫМИ процессами, смыслами и наполнениями. Они не видны, непонятны, непредставимы из мира корпоративных брендбуков, стеклянных переговорок и личных яхт Деревянченко. 

В реальном мире работяга приходит в «Эльдорадо», чтобы купить чайник на дачу и встает перед нехитрым выбором: «Ага, из дешевых есть китайский ноунейм и “Витёк”, я возьму “Витёк”, он давно на рынке». 


Народное творчество с просторов Сети

Вот так в реальности люди выбирают этот бренд – а вовсе не по тем механикам, которые изобретают в стеклянных переговорках на расстоянии ста этажей и бесконечности от этих реальных процессов.

«Гельтек»: простой – не значит дешёвый

А вот производитель уходовой косметики «Гельтек» нарочно делает ставку на максимально ПРОСТОЙ с виду дизайн, хотя продукт внутри – очень сложный, мега-качественный и отнюдь не дешевый. Я даже в кейсе про наше сотрудничество отдельно рассказывал, что у бренда унылейший дизайн флаконов. Прям уходовая косметика, вид которой усыпляет. 

Но! Это нихера НЕ случайность, это НЕ недосмотр и НЕ пофигизм! Это продуманный, взвешенный, умный и логичный ход производителя. Простота флаконов ассоциируется с аптечными средствами – хотя производитель считает ругательным словосочетание «аптечная косметика», но зато покупатель, видя «аптечный» дизайн флаконов, нередко думает: «Во, это точно поможет». Вдобавок подчеркнуто сдержанным дизайном «Гельтек» ВЫДЕЛЯЕТСЯ среди других средств сегмента «средний+» – они-то все в вензелях, блестунах и позолоте.

Так что намеренно НЕэстетичная, скучная, предельно простая упаковка средств в этом случае убивает сразу пару зайцев.

И вообще, почитайте кейс про два с половиной года работы с «Гельтеком» – ныне одним из ключевых клиентов моего агентства. Там много интересных фишек, в том числе про айдентику!

Так кто способен создавать РЕАЛЬНУЮ айдентику для узнаваемости брендов?

Нет, НЕ дизайнеры! Маркетологи! Грамотные и незашоренные маркетологи, умеющие формулировать СМЫСЛЫ (пост про эпоху смыслов все еще тут). Еще раз: НЕ дизайнеры. НЕ креативщики ради креатива! Не стилисты и не визажисты… Если, конечно, стоит задача не просто освоить бюджет или потешить творческое, а сделать бренд запоминающимся. И сэкономить потом на продвижении. 

Именно маркетологи, которые умеют создавать и выпукливать смыслы, способны создавать айдентику с позиции ЗАПОМИНАЕМОСТИ. Эффективности и узнаваемости. Простой идентификации. А не красивости, эстетики и прочих классных, но не таких уж важных в данном случае вещей.

Вот толковым маркетологам и стоит поручать всю брендбучню. Дизайнер же сделает красивенько, но нихера не функционально и не запоминаемо, а клиент потом будет днем с фонарем искать на маркетплейсе ту самую пастилу. О которой запомнил только что, что она без сахара, вкусная и вообще мармелад.

Если бы айдентикой бренда «ВитаминОС» сразу занимался толковый маркетолог, то вся нужная инфа о пастиле отпечаталась бы у покупателя на сетчатке глаза и в подкорке мозга. Хрен там бы был шанс НЕ вспомнить название бренда или нужный идентификатор.

Именно для того и нужен нейминг-брендинг, чтобы продукт ЗАПОМНИЛИ. Какой смысл в айдентике, которая НЕ работает на идентификацию бренда? Не нужна эстетика ради эстетики! Куда ее приложить? Все эти замороченные названия, вычурные логотипы ни о чем, шрифты с вензелями – они лишь сбивают с толку и затрудняют восприятие. Спрашивается, на что предприниматель потратил свои лучшие бюджеты?

Вот вопросы, которыми полезно задаваться предпринимателю, когда он выбирает название, логотип и фирменный стиль: 

– Клиент ЗАПОМНИТ это название, не ПЕРЕПУТАЕТ его с другими? 
– Название хорошо ОТРАЖАЕТ СУТЬ, настроение, наполнение моего продукта? 
– Клиент запомнит этот ЛОГОТИП и поймёт, о чем он? 
– Это реально АЙДЕНТИКА – ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и клиент отныне будет ассоциировать меня с чем-то особенным?

Но очень часто предприниматели заказывают логотип просто потому, что нужен логотип. Выбирают название, которое понравилось жене или соседу по гаражу. Начинают самозабвенно играть с сущностями, стремясь надеть на свой бренд все лучшее сразу: пафосное название, сложный шрифт, лого с претензиями.

Часто в эту ловушку попадают предприниматели предельной простоты, в какой-то момент вдруг решившие, что им суждено менять мир. Они часто пытаются делать это именно через пафос и эстетику – ведь в предыдущей их предельно простой жизни перепродавца китайского товара как раз НЕ БЫЛО И НЕТ пафоса и эстетики! О, ну значит надо их добавить, чтобы пиз… жить по-новому.

Примерно так поступил простой тюменский паренек Вадим Боков, а ныне Сибир Джобс/Тюмен Маск. Можно ж было оставить для наушников уже существовавший бренд CaseGuru – «Кейс гуру», который лично я всегда называл «КасегурУ». Да, тоже дурацкое название, но «КасегурУ» хотя бы звучит забавно, и на забавности его можно запомнить. Но Вадим изобрел этот «СиДжиПодс», который язык сломаешь выговорить, который ни с чем не ассоциируются и никак не запоминается даже по приколу. Абсолютно дурацкая конструкция! И еще и за лого неидентифицируемое заплатил…

Поменял бренд, ввалил дохрена денег в раскрутку и запоминаемость «СиДжиПодсов», а через несколько лет… Начал производить еще и другую технику – смарт-часы, пылесосы, колонки и прочая, прочая! Ну и вернулся к бренду CaseGuru. А бренд CGPods, в который ввалено столько денег, теперь можно смело утопить – «Концепция изменилась, я обосрался, нужно актуализировать старый бренд». 

Что сказал на это Миша Фадееы? Если грязные ругательства пропустить, то краткое «Бля!». И теперь Вадим Тюмен Маск вваливает терриконы бабла в то, чтобы раскрутить бренд CaseGuru, забытый на годы. Да, у Вадима есть на это деньги, но можно же было не ходить в историю с CGPods, а фигарить всю электронику начиная с наушников под своим первым брендом CaseGuru – «КасегурУ»? Раскрутить один бренд сразу, а не сначала один, теперь другой? Можно было, да! Не нес бы сейчас Вадим избыточных расходов и не брал в руки тяжелого, ну.

В общем, обычная история о продвижении – это когда клиенты к нам приходят и говорят: «Бренд есть, продаж не особо». Мы сочувственно смотрим на (обычно неудачный) бренд и начинаем придумывать, как улучшить айдентику, которая не запоминается.

Идеальный клиент – клиент без бренда

Логично. И так бывает – пусть примерно в 1% случаев, но бывает: ко мне приходит клиент с продуктом, но БЕЗ названия, БЕЗ всратого и дорогущего логотипа, БЕЗ сайта и так далее.

В таких случаях Миша Фадееы утирает слезу умиления. Как здорово, ведь можно с нуля разработать уникальное позиционирование, исходя ТОЛЬКО из того, каков этот продукт, о чем он и для кого! Можно минимальными деньгами клиента сделать так, чтобы его бренд/продукт запоминался! Щастье, радость, танцы до рассвета!

Покажу, что бывает, когда мы создаем айдентику с нуля, делаем клиенту сайт, визуализацию, создаем брендбук и вот это всё. Несколько примеров.

Жесть какая! «Анти-Вмяти»

В кейсе про PDR-жестянщика Александра Барыбина я рассказывал, как мы с нуля ему придумали название «Анти-Вмяти», логотип и создали пару сайтов, хотя должны были создать один.

Очень рекомендую заглянуть на основной сайт, кстати. Там рассказано абсолютно все, что нужно понимать об услуге быстрого устранения вмятин с авто. Без воды и важничанья, без идиотских «миссий компании», без типовых дурацких вступлений «Как очень дохера важно каждому автомобилисту, чтобы машина была небитой».

Вся информация собрана, структурирована, подана наглядно и понятно. Без малейшего шанса, что пользователь не сообразит, о чем речь, сколько это стоит, как заказать прямщас и куда ехать.


Скриншот с сайта Барыбина

Юридическое бюро «Мы-Компенсаторы» (и немного терминаторы)

К нам пришли безбрендовые юристы, которые занимаются получением компенсаций от застройщиков. Суть такая: в каждой новостройке есть строительные дефекты (кривые швы, например), нередко жилье сдается с задержкой, бывает что застройщик обещал устранить недостатки, но просрал все сроки… Вот эти юристы и занимаются получением компенсаций для своих клиентов – покупателей квартир. Средняя сумма компенсации – миллион рублей, на минуточку!

Юристы поставили нам задачу посложнее, чем «Анти-Вмяти»: создать полноценную айдентику. И мои красноглазые, но очень креативные и трудолюбивые сотрудники засели мозгоштурмить варианты. В итоге родилось название «Мы-Компенсаторы», созвучное с «терминаторы», и общий образ ярких, агрессивных и бескомпромиссных доминаторов над застройщиками. Смотрите и трипищщити: эти люди не понимают полумер, они выбьют из кого угодно все дерьмо и всю положенную клиенту компенсацию до последнего рубля!

Для этого клиента мы придумали название, лого, сделали сайт, создали полноценный брендбук. Показали допустимые и НЕдопустимые варианты исполнения логотипа. Определили шрифты, размерность текста и фирменный паттерн. Создали макеты: визитки, раздаточные материалы, пример фирменного бланка и даже мерча (листайте скриншоты).

Опять оч-чень рекомендую зайти на сайт Мы-компенсаторы.рф – тоже наше творение, которым я искренне горжусь. Сурово, резко, с эхом скрежета металла!

Забудешь эту айдентику? Перепутаешь «Мы-Компенсаторов» с любыми другими юристами? Да хер там ночевал.

Зинин Бизнес-Хаб: сунул грека в руку реку, видит грека – в речке спрут

С Владимиром Зининым мы сотрудничаем многие годы, со времен его конвейерной бухгалтерии МАКО (старый, но бодрый кейс про МАКО тут). Спустя несколько лет Владимир оставил МАКО своему партнеру, а сам ушёл развивать новый проект – универсальный финансово-экономический сервис. Вот для этого-то сервиса мы и создавали айдентику. 

По-настоящему важным смыслом тут был уход от одной лишь бухгалтерии (с которой нашими стараниями прочно ассоциировался Зинин) к комплексной поддержке бизнеса. В его новом проекте есть и бухгалтерия, и IT, и охрана труда, и управленческий учет, и автоматизация бизнес-процессов в целом. Так появилась концепция Бизнес-Хаба. А среди множества идей позиционирования и визуала родился слоган «Бизнес-мозги в аренду» и фотосессия Зинина с мозгами, которая неожиданно оказалась бомбовой. Потому что у Владимира абсолютно маньяческий взгляд поверх очков, и он стал самой узнаваемой фишкой бренда.

Кстати, весьма рекомендую посмотреть, как организован сайт Зининского Бизнес-Хаба. Там под каждое направление деятельности отведена не страничка, а полноценный раздел со своим дизайном и структурой. То есть сайт бизнес-хаба устроен как хаб!

Спустя какое-то время у Зинина появилось стремление создать более масштабную айдентику под этот проект. И с задачей он обратился… ну куда же еще, как не в агентство Миши Фадеева, которое так успешно продвигает бизнесы Зинина! 

Мой креативный директор Сергей Соломатин, оценив, сколько всего Владимир Зинин охватывает, придумал образ спрута со щупальцами. Каждое щупальце – это отдельное направление работы. Идеи стали крутиться вокруг этого образа: Зинин – супер-много-функциональный и мозговитый бизнес-спрут, он протягивает свои ш-шупальцы во все сферы бизнеса, где нужно что-то наладить и починить.

Покажу несколько скриншотов из документа с концептами-предложениями для спрутной фотосессии.

Перебрав множество вариантов, решили также сохранить крутой и узнаваемый образ Зинина-с-мозгами-в-руках и маньяческим взглядом поверх узнаваемых же зининских очков. 

После великого множества итераций и вариаций согласовали итоговый образ очкастого осьминога и нашли достаточно лаконичный вариант рисовки для логотипа. Вот несколько почти-уже-совсем финальных его вариантов, которые мы отправили на согласование Владимиру.

Какой из них был выбран? А никакой. Зинин и тут поступил как спрут: растопырил щупальца, взял мозг с одной картинки, цветовую гамму с другой… В результате была утверждена компилятивная основная версия логотипа, а дизайнер потом создала и другие цветовые решения для разных фонов.

Вот что получилось (ниже скрины из брендбука). 

Первый логотип и цвета – основные. Второй вариант – для темного фона. А варианты под циферкой 3 – это для одноцветной печати: можно будет использовать любой из трех новых «корпоративных» зининских цветов.

В брендбуке указаны все варианты использования фирменного логотипа и цветов, а также, что важно, рассказано, какие варианты использовать НЕдопустимо. Там же определены шрифты для печати, созданы макеты фирменных бланков для документов, макеты визиток, шаблоны айдентики для Телеграма, иконки для приложения…

И на сладенькое в брендбуке утверждены концепты фотосессий сотрудников, которые мы вот-вот организуем. Одновременно Зинин Бизнес-Хаб готовит обновление офисного интерьера. Словом, глобальный ребрендинг под айдентику бренда, которую разработали мои креативные, неутомимые, трудоблялюбивые сотрудники. 

……

Вот она, айдентика, которая ЗАПОМИНАЕТСЯ! Вон они – реально УНИКАЛЬНЫЕ, отстроенные от всех на свете конкурентов бренды, которым делают фирменный стиль МАРКЕТОЛОГИ! Такое хрен забудешь, раз увидев! 

Вот что мы можем делать для клиентов, у которых продукт есть, а бренда еще нет – или которые хотят ребрендинг. Для клиентов, которые не успели слить бюджеты на идиотский нейминг и тупо-красивенький дизайн, который никто не запомнит!


Скриншот содержания одного из наших брендбуков. Вот сколько всего мы делаем и прорабатываем!

Так что если хотите разработку реально крутой айдентики под ваш проект – знайте, что за этим можно обратиться в агентство Миши Фадеева. И оно, Боковым буду, не подведет! 


 

Забыть нельзя запомнить: про мой подход к неймингу, брендингу и прочей айдентике

Рассказываю о том, как пилится правильная айдентика: чтобы было не красивенько и гламурненько, а эффективненько и полезненько для бизнеса. 

Кейс. Как мы рассказали 85 млн человеков об уникальной российской уходовой косметике, выпустив 300+ публикаций за 2,5 года

Сотни активностей, десятки оригинальных ходов, стрельба по площадям, а не по кошкам... и как итог – постоянный рост продаж нашего клиента в ДВА раза год к году!

О работе с клиентами. Маленький гибкий бизнес, где мы общаемся с владельцем vs. Большая корпорация, где всем рулит пассивная наемная шелупонь

На конкретном примере рассказываю, как одиночка-Давид (с моей скромной помощью) сумел порвать на рынке наушников целую армию Голиафов, которые де-факто отказались от моей помощи, хотя и заплатили за нее.