Почему на самом деле сегодня нет никакой безработицы

Мой мир вовсе не ограничен социальными сетями: с большинством людей я общаюсь в реальной офлайн-жизни. Но так уж исторически сложилось, что круг френдов и «френдов френдов» (не путать с настоящими друзьями) у меня в социальных сетях – это преимущественно люди из медиатусовочки. Особенно в запрещённом в России Facebook, который в принципе всегда был своего рода заповедником «богемы» и «властителей умов». Четвёртой власти, как они себя называют. И вот сейчас этот самый Facebook потихоньку начинает оживать: вся «тусовочка» поняла, что в других соцсетях типа VK совсем мертвяк. Вроде написал что-то, собрал несколько сотен просмотров, но при этом три лайка и полтора комментария. Не складывается. И все потихонечку поставили эти ваши випиэны и пошли-таки обратно в Facebook. Пошли, чтобы… ныть! Как всегда! 

Только если в марте-апреле все ныли про то, как теперь хуёво жить будет без «Нетфликса» и «Макдака», то теперь ноют о действительно важных вещах: значительная часть всей этой журналистской тусовочки осталась совершенно без работы. Лично Путин специально угробил медиарынок, чтобы честным людям было нечего кушать! Ну а если серьезно, то таки да, нынешний кризис стал фактически последним гвоздём в крышку гроба классической журналистики. И как следствие – классического пиара, который был заточен на работу с традиционными медиа.

Судите сами: гаджетные СМИ, работа с которыми была моей спецификой в самом начале существования агентства АМР в сытых нулевых, умерли примерно в начале десятых. Я как сейчас помню: в 2006 году мы с моей тогдашней спутницей жизни и одновременно партнёром Мариной Рожковой (её имя увековечено в названии агентства – АМР) делали пресс-конференцию для E-Ten, и у нас было 35 мест для представителей СМИ. И 85 журналистов, которых стоило бы туда пригласить. Действительно стоило, потому что их публикации реально влияли на настроения умов! К мнению журналистов прислушивались. Выход каждого нового гаджета был настоящим событием, все они сильно отличались друг от друга, стоили довольно дорого, и покупателю было очень важно понимать, стоит ли тратить немаленькую сумму денег на конкретный девайс. А в 2013 году мы собирали «прессуху» для PocketBook, еще одного нашего клиента. И на 25 мест еле наскребли 10, ДЕСЯТЬ, сука, нормальных журналистов, от которых была бы хотя бы какая-то польза. 

Нет, журналистов за 5 лет значительно меньше не стало, однако за это время сайты о гаджетах стремительно деградировали по очень простой причине. Они привыкли к тому, что в нулевые их буквально заливали деньгами западные вендоры, которым нужно было демонстрировать какие-то успехи на российском рынке.

Например, к нам приходили дистрибьюторы и давали по 40 тысяч долларов, просили сделать рекламу на 5, а остальное вернуть наличкой. И об этом знали абсолютно все, включая российский офис вендора, который это всё оплачивал, – но никак не препятствовали подобным схемам, потому что они считались своего рода негласным способом поддержки любимых партнёров.

Буквально легенды ходили про схему под названием «Дойка Intel». Я в ней не участвовал, но слышал от разных людей одни и те же подробности. То есть об этой схеме знал весь рынок. Подозреваю, что и в самой корпорации вполне себе понимали, как на самом деле работают их бюджеты на партнёрский маркетинг, но смотрели на это сквозь пальцы. Не в курсе были только сами американцы, которых, собственно, и доили.

Смысл был в том, что американский производитель процессоров готов был компенсировать от половины и больше стоимости любой рекламы, если в рекламном материале был где-нибудь расположен логотип Intel Inside. И вендоры шли, например, со своими ноутбуками в совершенно любые говноиздания, которые никто никогда не читал, размещали там рекламу за деньги (часто по спец. договорённостями – ну то есть с откатами), оформляли документы на большие суммы, получали свои деньги от Intel и… Думаю, схема понятна. Условно, менеджер на стороне вендора просил, чтобы по документам реклама стоила, скажем, 20 тысяч долларов. При этом издание реально было счастливо получить за неё 5. От Intel приходило 10 тысяч (половина от 20), из которых пятак получало издание, пятак – находчивый менеджер на стороне вендора. То, что эту рекламу видело полтора инвалида, – да и хрен с ним, по бумагам же всё пиздато! Ну эдакая взятка-бонус партнёрам со стороны крупной международной корпорации. Схема эта была всем на рынке хорошо известна и особо ни у кого не вызывала вопросов. 

Соответственно, при таком потоке подобным шальных денег о качестве контента в изданиях не думал практически никто. Наоборот, новые говноиздания специально создавались хитрожопыми «медиаменеджерами» вроде Паши Синькина специально для работы по таким схемам в тесном сотрудничестве с топ-менеджерами российских офисов вендорья. И даже неплохие в прошлом издания скатывались в сраное говно просто потому, что… а зачем, собственно, стараться, делать классный контент для читателей и привлекать аудиторию, если деньги всё равно приходят? Классно же!

Аудитория тем временем из гаджетных изданий уходила и уходила. Ибо, во-первых, появились блогеры, которые всё-таки старались привлечь аудиторию качественным контентом. Во-вторых, сама тематика себя изжила: смартфоны, ноутбуки и прочие гаджеты стали совершенно обыденными и при этом одинаковыми. Чего про них читать? Пошёл да купил. Ведь не существует сотен сайтов с обзорами унитазов, кетчупа или что вы там еще меняете раз в два-три года? Резину на машине или лампочку в коридоре? Так вот, про тесты лампочек есть ровно ОДИН сайт lamptest.ru с реальной посещаемостью 700 человек в день. Всё. Сайты о гаджетах уверенно движутся в том же направлении. К началу 2020-х большинство из них умерло, потому что даже тупые девочки из маркетинговых агентств, обслуживающих крупных западных вендоров, поняли, что там нет никакой аудитории, и деньги туда заносить перестали. Осталась только пара качественных площадок типа Mobile-Review и столько же блогеров, ну и пяток говносайтов, собирающих крохи с тёмных и пока мало что понимающих китайских брендов с АлиЭкспресса, пытающихся зайти на российский рынок. И даже им сейчас наступает окончательный пиздец, потому что большинство производителей техники свернуло маркетинговую активность в нашей стране. Работают тихо, чтобы не отсвечивать, а бюджетов у них нет. Поэтому и денег у СМИ нет, журналистов гонят ссаными тряпками на мороз.

Следующим на очереди был глянец. Эпоха гламура и толстых бумажных журналов в целом окончательно закончилась вместе с началом пандемии. За красивой жизнью аудитория окончательно ушла в Instagram, и туда же отправились рекламодатели. И никому стали не нужны обоссанные бомжи типичные недалёкие писатели текстов, живущие с мамой в хрущёвке в Капотне, но при этом прекрасно разбирающиеся в спортивных автомобилях и дорогих винах, которые эти бомжи на халяву пили на презентациях и в пресс-турах. Кто-то ещё трепыхался, но окончатльно добило гламур 24 февраля, после которого большинство люксовых брендов и вовсе ушло из России вместе с бюджетами, на которых и сидела львиная часть гламура, глянца, а также деловой прессы. Поэтому денег в остававшихся немногочисленных СМИ сейчас вообще нет, и журналистов… правильно, опять-таки гонят ссаными тряпками на мороз.

Последний тренд – новостные, деловые и общественно-политические СМИ. Новости и аналитику народ нынче читает в Telegram-каналах, а на всякие «Ленты.ру» и «Газеты.ру» ходят только немногочисленные старпёры, у которых нет смартфона, и поисковые роботы «Яндекса». Более-менее хорошо ещё пока на телевидении, потому что его фактически содержит государство в качестве средства трансляции политической повесточки на ширнармассы. Между тем вся оппозиционная повестка выжжена калёным железом. Если раньше государство ещё играло в «свободу слова» – даже «Эхо Москвы», напомню, входило в холдинг «Газпром Медиа», то теперь всё. Вся «критика власти» – а на самом деле, конечно, всё та же пропаганда, только в интересах других сторон – теперь получила значки иноагентов и бан от Роскомнадзора. Финита ля комедия, журналистов гонят ссаными тряпками на мороз.

В чисто деловых СМИ люди пока ещё держатся, но уход люксовых брендов (вспомните, половина «Ведомостей» была заполнена рекламой часов, духов и прочих мерседесов) неизбежно приведёт к тому, что рядовых писак оттуда скоро тоже выставят на мороз – проще поднять чуть-чуть зарплату редактору раздела и заставить его писать тексты, чем кормить несколько человек, способных только переписать слитый пиарщиками в своих интересах «эксклюзив» и собрать несколько комментариев у «экспертов по всем вопросам» – по большей части пиздоболов, ничего не понимающих в предметной области, но напыщенно разбрасывающихся умными словами: «C тoчки зpeния бaнaльнoй эpyдиции мы мoжeм пpийти к oбщeмy кoнфидeнциaльнo вaжнoмy кoнceнcycy, aпeллиpyющeмy к эгaлитapнoмy пpepoгaтивy и достичь отрицательного роста».

Некоторые из выставленных на мороз журналистов уже успели сесть на «философские пароходы» Тюрк Хава Йоллары и отправиться куда-нибудь, где потеплее, но большинство уже вернулись обратно. Внезапно оказалось, они там тоже никому не нужны, потому что в принципе профессия журналиста тесно связана с языковой средой и культурой. От того, что ты знаешь английский или другой иностранный язык, и даже можешь на нём относительно хорошо читать и писать, ничего не меняется. Ибо, во-первых, ты не носитель языка. Это важно: когда ищут переводчиков на тот или иной язык для каких-то серьёзных задач вроде книг, речей и т. п., чаще всего берут человека, для которого язык конечного текста – родной. Иначе в результате получится неестественный текст, очень близкий к Google Translate. С «комнатами грязи» и «аквадискотеками». Сразу понятно, откуда уши растут, – для читателя такой текст покажется чужим и не цепляющим. Или же этот текст будет очень примитивным, будто его писал первоклассник, – в общем, конкурировать с местными журналистами не получится. Во-вторых, ты не знаешь местных реалий, культуры, да самого рынка и принципов организации бизнеса! Поэтому и осмысленный текст написать не сможешь. И, главное, у них уже есть свои авторы. Хоть гаджетописатели про кнопочки с экранчиками, хоть окологламурные проф-алкаши из глянца, хоть политические пропагандоны. Найти за границей работу по специальности российский журналист в 99,(9)% случаев не может. 

Остаётся работать в России. Думаете, работы нет? Работы на самом деле дохуя. Вот мы в АМР постоянно расширяем штат копирайтеров и редакторов – нет, я, конечно, не буду надувать щёки и врать, мол, причина только в том, что мы постоянно растём – но и определённая текучка присутствует, да и рынок начинает потихоньку оживать. Прежних бюджетов уже почти ни у кого нет, но продвижение-то нужно всем – в общем, мы ищем людей. И… не можем, блятьсуканахуй, найти!

Вот, например, понадобились нам авторы, которые хорошо умеют писать в деловые СМИ. Логично предположить, что нужно искать людей с опытом работы в этих самых деловых СМИ – вроде «Ведомостей» или «Форбса». Не обязательно тех, кто в штате оттрубил десять лет, но хотя бы тех, кто там хотя бы иногда публиковался и должен понимать, какие требования предъявляются к текстам в таких изданиях. Штатных сотрудников последние годы в деловых СМИ сокращали: посмотрите, как «похудели» их бумажные версии! А колумнистов и вовсе должно быть хоть отбавляй. Те же «Ведомости», которые всё ещё бесплатно раздают в самолётах, не только лишились гордой подписи «Издаётся совместно с Wall Street Journal», но уменьшились в объеме раза в два. 

Денег мы платим вполне себе в рынке: рядовые «писаки» уровня новостников в деловых изданиях зарабатывают на руки 60-80 тысяч рублей в месяц. Не очень много, но это низшая каста – от таких людей требуется сидеть и писать несколько коротких новостных заметок в день. Ничего сложного, не нужно быть семи пядей во лбу и как-то разбираться в рынках, о которых ты пишешь. Собачья работа на самом деле, чистое ремесло. По сути просто рерайт в деловом стиле – то есть цифры и факты, без эмоций. От такого обычно через пару лет выгораешь – но если у тебя есть хотя бы толика системного мышления и кругозора, то ты начинаешь что-то понимать в том, о чём пишешь, и идёшь уже в полноценные журналисты или в редакторы-писаки широкого профиля. Тут платят больше, писать нужно один текст раз в несколько дней и схема примерно такая, как я выше рассказал: пиарщики слили тебе эксклюзивную новость, ты позвонил конкурентам и независимым (ну или зависимым, конечно, – всё ведь продаётся, и мы тоже этим пользуемся, хе-хе) экспертам, собрал у них комментарии и всё это причесал в едином стиле, чтобы получился деловой текст.

От копирайтера нужно примерно то же самое: тупо переписать «вводные», то есть взять фактуру из нашего большого документа, в котором собрана вся существующая в природе информация о продвигаемом продукте, и изложить её своими словами так, чтобы это было деловым изданиям интересно. Легко?

Вроде бы легко. Вот только все, кто приходит к нам с опытом работы в деловых СМИ, писать… не умеют! Написать короткую заметку типа «ООО "Вектор" купило у ООО "Ромашка" 800 тысяч тонн навоза за счёт заёмных средств, полученных в Сбербанке по программе льготной ипотеки, аналитики оценивают сделку в 500 миллионов рублей. Конец», – такое писать они в состоянии. Когда же речь идёт о чём-то более осмысленном – например, рассказать о том, как устроен тот или иной бизнес, на чём он зарабатывает сейчас и какие у него перспективы на будущее – то всё. Туши свет. Человек не имеет системного мышления и не может разобраться в бизнес-процессах, поэтому просто целыми абзацами копипастит вводные. На выходе получается сумбурная околесица и решительно непонятно, кто на ком стоял.

Вы скажете: «Фадееы, так бери не новостника, а полноценного журналиста или колумниста, они умеют писать связные тексты!». Пробовал. Не умеют. Причём присылает человек тебе портфолио. Там опубликованные тексты в деловых изданиях. Читаешь – нормальный вроде автор. Даёшь ему задание – и потом просто хочется убивать, потому что тебе присылают совершенно нелогичный и безграмотный текст, который ни в каком виде нельзя публиковать. А почему? А потому, что в деловом издании есть редактора отделов, главные редактора, корректоры и т. п. Они берут сырой текст, который прислал такой автор, редактируют до неузнаваемости и только потом контент идёт в вёрстку. А автор выдаёт его за свой, хотя это продукт деятельности нескольких человек, причём весьма высокооплачиваемых: редактор раздела в деловых СМИ получает около 150-200 тысяч рублей в месяц. И, скажем честно, это именно он делает говорящего Буратино из полена, которое приносит автор.

Проблема деловых изданий только в том, что редактор есть в любом случае, просто авторы приносят ему тексты разной степени годности и, к сожалению, получают за них одинаковые гонорары. Просто теперь, когда авторов нужно меньше, сокращают в первую очередь тех, кто пишет хуже, а хороших авторов берегут. И эти сокращённые бегают и не понимают: как же так? Я же писал гениальные статьи! Меня печатал «Коммерсантъ!» Я здесь власть! Это всё Путин виноват, что лучшие люди страны сидят без работы!

В том-то и дело, что лучшие люди без работы никогда не сидят. Они везде нужны. И не надо рассказывать про то, что в какой-то отрасли проблемы. Дело не в отрасли и не в профессии. Дело в образе мышления. Когда ты умеешь мыслить логически, структурированно и системно, ты сможешь быть успешным во всём. Не нужны больше журналисты – пойдёшь в айтишники! Кстати, многие из тех мальчиков-гаджетописателей, которые действительно умели толково писать ещё 15 лет назад, ушли в серьёзное IT. И сейчас, став взрослыми бородатыми дядьками, работают, например, архитекторами решений информационной безопасности с зарплатой под полмиллиона или коммерческими директорами в дистрибьюторских компаниях, или хотя бы продакт-менеджерами. Работы, где нужно хорошо и структурированно думать головой, – полно.

А безработица существует только для тех, кто не умеет работать. Да, сейчас жесточайший кризис, хотя для тех, кто пережил кризис 1991 года, это так… весёлый утренник в детском саду. Да, сейчас закрываются предприятия и многие оказываются без работы. Но если вы, конкретно вы не можете найти себе другую работу – значит, проблема именно в вас. Не в Путине, Байдене или ливерной колбасе Шольце. В вас! Вас держали не как хорошего специалиста, а потому, что денег было много и нужно было хоть кем-то затыкать дыры в расчёте на то, что миллион обезьян с пишущими машинками рано или поздно напишут «Войну и мир». А теперь нужно, наконец, работать. 

Я не зря вспомнил 1991 год. Тогда поменялось вообще ВСЁ. И политика, и экономика, и вся страна. И можно было либо ныть, мол, как всё плохо, Горбачёв и Ельцин развалили родной НИИ, где можно было целыми днями чаи гонять, что же теперь делать? А можно было идти и осваивать, например, профессию страхового агента. Или оторвать жопу от дивана и метнуться в Турцию за шмотками. Да, зашкварно для гордого советского инженера. Но многие успешные бизнесы, работающие сегодня в России (не приватизированные советские активы, а именно организованные с нуля), созданы именно в девяностые и именно людьми с системным мышлением, пришедшими из других профессий. Потому что эти люди понимали, что КАК РАНЬШЕ УЖЕ НЕ БУДЕТ НИКОГДА и что надо что-то делать сейчас, пока есть «окно возможностей». При этом большинство компаний, которые создавались в те же годы бандитами на шальные деньги, давно никто не помнит. Как и самих этих бандитов.

Так вот. Как раньше уже не будет никогда. И это не значит, что нужно обязательно идти в бизнес. Как минимум потому, что далеко не все способны бизнес создать и не обанкротиться – большинству людей лучше работать в найме. Но идите, чёрт побери, и работайте! Не нойте! Нравится вам Путин или нет – всё равно уже не будет так, как раньше. Неважно, когда и чем закончится война. Не вы это решаете. Неважно, кто и когда придёт к власти. Волшебник в голубом вертолёте с пятьюстами эскимо всё равно не прилетит – не надейтесь. И неважно, сколько будет стоить нефть – не вы её продаёте. 

Вам, чтобы обеспечить себе какой-то материальный комфорт, в любом случае нужно будет учиться, работать и учиться работать. Без вариантов. Халява кончилась.

P. S. И да. Главный вывод из поста. Мы всё ещё ищем толковых авторов и редакторов. На ОЧЕНЬ неплохие условия – лучше рынка, лучше того, что предлагают в оставшихся немногочисленных СМИ.

 Что значит толковых авторов и редакторов? Если интересно, вот вам кодекс труЪ-автора АМР.

А вот что нужно, чтобы работать копирайтером-автором в АМР (спойлер: нужно РАБОТАТЬ).

Про условия работы в АМР – зарплаты, отпуска, командировки, коллектив и вот это всё – вот тут.

Ну а раздел «Контакты» сами найдёте. Считайте это предмиссией 😉
 

О работе с клиентами. Маленький гибкий бизнес, где мы общаемся с владельцем vs. Большая корпорация, где всем рулит пассивная наемная шелупонь

На конкретном примере рассказываю, как одиночка-Давид (с моей скромной помощью) сумел порвать на рынке наушников целую армию Голиафов, которые де-факто отказались от моей помощи, хотя и заплатили за нее. 

Кейс. Наш ПЯТЫЙ заход в кофейную тему. Или как мы более чем вдвое подняли оборот «академических» обжарщиков

Первые четыре захода были своеобразными, а вот пятый оказался исключительно удачным: нам дали свободу, в нас поверили, и мы кааак показали, что могём!

История подписчика. Вредные советы: как производителю отделочных материалов работать с маркетологом, чтобы ухудшить свои позиции на рынке

Впрочем, многие советы из статьи универсальны, их можно использовать при работе с маркетологами в других сферах, в которых вы категорически не желаете преуспеть!