Поздравлений пост! И монолог о здоровом феминизме – в жизни, бизнесе и мышлении. С примерами из собственной практики

Дамы, поздравляю! Давайте только я без пожеланий. И без меня вам нажелают оставаться такими же прекрасными, как вы есть (а то и развиваться в этом направлении, ага), побольше улыбок, счастья, здоровья и, Господи прости, благополучия. Я здесь совершенно не для этого! Это без меня, помимо меня и параллельно мне. 

Я здесь затем, чтобы поделиться с вами порцией того, зачем вы сюда и приходите, – своим опытом и своими размышлениями относительно этого опыта. В этот раз – на самую злободневную из актуальных и самую актуальную из злободневных тем. Только, ради Бога, давайте без оголтелой тенденциозности, лозунгов и криков – я, Фадееы, такое не люблю… Поговорим просто, по-человечьи.

Что есть современная женщина в современном бизнесе (а говоря шире – в мире), и можно ли вообще таким образом ставить вопрос? Во-первых – да, можно. Чем весь наш многострадальный земной шарик активно и занимается. Вот только занимается очень по-разному. Этот вопрос и ставят неодинаково, и отвечают на него тоже и так, и сяк. Если сгладить все полутона и переходные стадии, есть два путя.

Первый, он же европейский, он же директивно-административный путь. Он же – по моему, Фадееы, мнению, глубоко противоестественный. Работает он примерно так: берет какая-нибудь продвинутая и цивилизованная до отмены Чайковского страна, да и вводит так называемую гендерную квоту. То есть обязывает государственные структуры, а ещё лучше – частные коммерческие компании с количеством сотрудников от X и прибылью от Y напихать в топ-менеджерскую верхушку 10%, 15%, или вообще, как в Испании предлагают – аж 40% хромых негров-трансов женщин. К слову, инвесторам такое квотирование обычно не нравится. Почему-то инвесторы против грубого директивного вмешательства в частный бизнес! 

Кстати, даже в Северной Корее женщины в правительстве все-таки оказываются, да еще и в видимых количествах, и на первых постах – хотя козалосьбы… супер-закрытое и ультра-консервативное общество. И тоже не без некоторого вмешательства: такой вот расцвет феминизма в массовом порядке начался только при Ким Чен Ыне (ну тот, толстенький, который сейчас у них). При последнем Киме доля женщин в народном собрании КНДР – даже больше, чем в Южной Корее, что вообще удивительно. А сестра самого Ким Чен Ына – Ким Ё Чжон, вполне себе женщина – а занимает пост замглавы Министерства Правды отдела пропаганды ЦК Трудовой парии КНДР. 

Но вернемся к гендерным квотам! Переводя на язык идей, страна, где такие решения принимаются в директивном порядке, как бы говорит: «ДА! Женщины – такие же люди. ОЧЕНЬ такие же. Как ни глянь – вообще не хуже! Настолько не хуже, что можно запустить в естественные процессы (а бизнес – ох какой естественный, живой, действующий по всем биологическим законам процесс!) железные административные клещи. Да и перекурочить все шиворот-навыворот. Ну разве это про настоящее равенство? Разве это – про бизнес? Разве про эффективность, в конце концов?

Вот любят разглагольствовать всякие товарищи, разъехавшиеся по Бишкекам, Ереванам и Тбилиси после известных событий – как, мол, в мрачном Мордоре мрачно и мордорно. Все, что не разрешено – запрещено, а железная рука Саурона директивного управления душит и ломает ростки свободного предпринимательства. Хочется спросить: а гендерные квоты в светлой насквозь цивилизованной до отмены Чайковского Европе – это что, не железная, не рука? Не вмешательство в свободу предпринимательства, не посягательство на одну из важнейших либеральных идей? Вот то-то и оно.

Механизм квотирования включает НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ отбор, который в живой природе невозможен. При наличии административных квот выживают и пробиваются к успеху не самые умные, сильные, а главное – АДАПТИВНЫЕ. Пробиваются те, кому положено. Без учета не только личных качеств, но и объективных, биологических свойств полов. Без учета разницы в физиологии, психоэмоциональном ресурсе, особенностях мышления. Без учета целей и задач процессов, в которые вмешиваются таким вот механическим способом. Без учета, в конце концов, ПМС со всеми вытекающими!

Но, слава Богу и природе, есть и второй вариант. Естественный, здоровый, а главное – пока еще возможный в страшном деспотичном Мордоре России. Чтобы убедиться, что правда есть, да еще как – взгляните на Татьяну Бакальчук. Это та самая тетка, которая в 2004 году основала Wildberries. И тем, по сути, перевернула с ног на голову весь российский рынок ретейла и заткнула за пазуху разожравшихся монстров сетевой розничной торговли. Ну, типа Жень Чичваркиных, которые, отличаясь завидным двоежопием, на словах топят за все свободы и против всех Мордоров, болеют всей светлой душою за матушку Россию и её либеральное будущее, а сами строят насквозь коррумпированные сверху донизу криминиализированные структуры. Такие, что сам ныне покойный Навальный трижды вспотел бы расследовать. Если кто не читал мой пост на тему Жени Чичваркина и его конторы во всей красе – почитайте, вот он. Оччень рекоммендую! 

Пост, кстати, не так давно показали в новостях по РТР. Что с одной стороны вызвало нехилое горение жоп. И не только у поклонников таланта Жени Чичваркина, но и у всей либерально-демократической тусы. А с другой – ко мне нарисовалось некоторое количество «пострадавших» от Жениного предпринимательского гения с новыми офигенными супер-историями из жизни Евросети. А еще заглянули даже некоторые представители правоохранительных структур, которые эти самые истории когда-то раскапывали. Ну, что сказать… Если вкратце подытожить последовавшие после анонса на телеке разговоры: то, что я написал в своём посте, как оказалось, еще цветочки!.. 

Но сейчас речь не о Чичваркине и его предпринимательском «гении»:  кому интересно – читайте тот пост

Вернемся к гендерным вопросам современного российского бизнеса.

Параллельно с переворотом в ретейле мадам Бакальчук сделала мою, Фадееы, жизнь в тыщу раз легче и приятнее: в мое удаленное от Москвы деревенское урочище (последние два года я живу в деревне, до ближайшего города – полчаса на машине) исправно ездят и продукты, и электроника, и даже крупногабаритная мебель. Не с Wildberries конкретно – а с Озона. Но не суть – именно Бакальчук задала те самые новые тренды ретейла. И именно за ней, за Бакальчук, уже потянулись и Озоны, и Яндекс.Маркеты, и иже с ними. Вон она, кстати, Бакальчук, на фотке ниже. Лицо, как у человека из ТОП-20 российского Forbes и богатейшей женщины страны с состоянием 8 млрд. долларов. Хотя минутку… Бакальчук – и есть в аккурат такой человек.

Ну что, нужны были Бакальчук гендерные квоты и госрегулирование, чтобы влететь с двух ног в большой бизнес больших дядек а-ля Женя Чичваркин? И без квот справилась! Потому что могла. И потому, что захотела.

И у моих клиентов есть потрясающие до глубины души истории. Ну взять хоть нашего клиента с чудо-мылом ручной работы, Елену Громову. Вот тут, по ссылочке, – наш свеженький-ароматненький кейс с Еленой и ее компанией «Дарёна». 

Елена, если что, тоже квот и преференций на основе своей женскости ни у кого не просит – а просто делает офигенски крутые подарочные наборы из мыла ручной работы «Дарёна». Да такие, что мыльные фрукты-ягоды не отличить от настоящих – ни по виду, ни по аромату, ни по вкусу. И не нужны ей, опять же, никакие подачки от государства, чтобы просто круто делать свою работу – да так, что ни один мужик не сделает. 

Ну сами посмотрите, что за вкуснотища красотища, на фотках ниже. Кстати, сейчас, на 8 Марта Wildberries мадам Бакальчук просто трещит по всем фиолетовым швам от заказов продукции Елены Громовой. И на этом самом Wildberries мадам Бакальчук несравненная Елена со своим мылом «Дарёна» уже уделала по объёмам продаж Dove, основанный Винсентом Ламберти, который – внезапно! – мужик…


И такая красота ручной работы всего по 200-300 рублей

Другой реальный пример. Жена одного из моих наитоповейших и наизаслужаннейших сотрудников. Совершенно хрупкая и миниатюрная девушка, крайне профессионально и круто работает в продажах… бэушных металлообрабатывающих станков. Заходит на какой-нибудь завод в Нижнем Ыхью, где мужики уже рождаются сорокалетними и с сигой в зубах. И начинает… ботать по фене использовать профессиональный сленг и демонстрировать экспертность на уровне самых прожженных работяг. Чем неизменно вызывает их искренний восторг и суровый Ыхью-ский респект. У жены моего сотрудника уже своя компания и довольно широкая известность в узкой чисто мужской отрасли.

Кстати, в ряде случаев женский пол и повышенная хрупкость – не только не мешает, но даже и помогают в некоторых областях. Женщину в НЕженской профессии неизбежно запоминают и выделяют среди остальных. Ну как меня, ФадееЫ, обязательно заметят среди десятков скучных Фадеевых. Ежели кто запамятовал – вот, даже пост специальный на эту тему есть. Где все по полочкам – почему в потоке информационного шума и одинаковых, однотипных явлений, так важно выделяться, чтобы быть услышанным. Собственно пост почему меня зовут Фадееы и почему эта опечатка так важна для моего позиционирования. 

Но я снова отвлёкся. Идем дальше по конкретным примерам из моего опыта – коль уж взялись! Моя совершенно удивительная клиентка Юлия Комиссарова, которая многократно рвет шаблон своей высокохудожественной и высокодоходной деятельностью. 

Она не просто создала и выпестовала свой фантастически интересный и чрезвычайно необычный бизнес, но и возродила полузабытое искусство русских керамических изразцовых печей! Ну что, сможет мужик, даже если почему-то вдруг захочет, создавать такую красоту, что на фотке ниже? Вот то-то! 

Юлия в своей мастерской «Русская майолика» – и швец, и жнец, и творец, и бизнесмен, и юрист, и руководитель производства, и мужик в доме. Только вот маркетолога решила себе найти – и нашла в лице меня. 

О мастерской Юлии и ее деятельности можно даже статью почитать. Поверьте, такой необычный высокохудожественный бизнес стоит потраченного времени.

А за красотой, которую Юля творит из керамики, за историей керамики как явления высокого исскуства можно прийти в ее Телегу – вот она. Одно удовольствие зайти-прогуляться, будто в музее оказался!

Следующий реальный кейс из моего опыта. Клиентка, с которой мы знакомы чуть более полутора лет, – Ирина Вершинина. И здесь уже речь идет не об условно «женской» теме, как с изразцами, а о самой что ни на есть мужской – ОФЛАЙНОВАЯ торговля одеждой. И не где-нибудь, а в Улан-Удэ, что в Бурятии. В регионе, если кто не знает, весьма и весьма традиционном и консервативном. Где потеснить в ОФЛАЙНОВОЙ торговле одеждой классические вещевые рынки ох как непросто. А Ирина – ничего, справилась! В то время, как весь ретейл массово уходит к мадам Бакальчук, Ирина-буряцкая анти-Бакальчук фактически дала вторую жизнь классическому офлайн-ретейлу. И ее ярмарка окончательных распродаж Terminal Sale с 60+ магазинов и горами вполне приличного шмотья с огроменными скидками где-то двигает в сторонку даже вездесущие маркетплейсы. Если будете в Улан-Удэ, спросите любого жителя, да хоть таксиста, что такое «терминал распродаж» – бизнес Ирины знает натурально весь город! 

При том, что Ирина – вполне себе обычная бурятская девушка из совершенно обычной рабоче-крестьянской бурятской семьи. 

Отношение Ирины-Анти-Бакальчук к жизни и бизнесу шикарно иллюстрирует ее же собственная шапка в Инсте. Кстати, не грех и подписаться – аккаунт реально живой и интересный, без постылой инфоцыганщины: блог реальной бизнес-вумен, селфмейд, со вполне себе устойчивым бизнесом среднего уровня. И сколько таких анти-Бакальчук по России!

Наконец, заключительный пример – из самых свежих и самых ярких. И тоже, что особо приятно, из числа моих клиентов. И снова про то, как женщина смогла без всяких квот, исключительно собственным талантом и энергией, трудолюбием и упорством, пробить себе дорогу в совершенно мужской консервативной теме. 

Совершенно потрясающая женщина Татьяна Соловьева. Человек добился успеха в супер-конкурентной и очень необычной отрасли – экспортной поставке медицинских изделий (подробнее можно почитать вот тут).

Причем Татьяна Соловьева самой своей деятельностью тоже рвет шаблон аж дважды. 

Во-первых, она на деле доказала, что есть такая профессия – с Родины ВЫвозить медицинские изделия. Не ВЫозить, а ВЫвозить. Не оттуда -> сюда, а наоборот – отсюда -> туда, экспорт ИЗ России. Нормальная, востребованная профессия, которая не имеет ничего общего с оскорбительным термином «бегунок». Востребованная и приносящая пользу медицинским учреждениям по всему бывшему СССР, а российским производителям медпродукции – новые заказы. И тут мы плавно подошли к «во-вторых». 

Во-вторых, экспортирует медизделия Соловьева не просто в любые страны бывшего СССР, а в самые что ни на есть ортодоксально-консервативные, с традиционным жизненным укладом, где место женщины частенько если не на кухне, то, по крайней мере, не сильно далеко за ее пределами. Армения, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан – и иже с ними. И ничего – справилась! Несмотря на то что Татьяна не просто женщина, а женщина очень хрупкая и… простите за тавтологию, женственная. 

Ещё раз рекомендую почитать про её необычный бизнес – вот статья-портфолио.

Ну что? Нужны Соловьевой гендерные квоты, чтобы просто круто и профессионально делать свою работу? Чтобы находить в России производителей медицинской продукции: тестов, вакцин, реагентов для диагностики и проч. и проч., налаживать связи с дистрибуторами и медучреждениями в другой стране, организовывать поставки? Нет, не нужны. Она берет и делает – не по-женски и не по-мужски, а просто хорошо и эффективно. И тем самым на деле топит за гендерное равенство. Но – естественным, органическим способом. Безо всякого внешнего вспоможения, без всяких административных ресурсов!

Моего сурового фадеевского респекта Соловьева заслуживает прежде всего потому, что играет НА РАВНЫХ с мужчинами – плечом к плечу. 

Совсем уж отдаленного примера ради – гляньте на ядреное произведение фотошопного искусства с картинки ниже. Там, если что, в оригинале Жанна Д’Арк нарисована. Так вот – задолго до того, как Жанну повязали мусора злые бургундцы и отправили ее на прожарку уровня Well done, она специально запросила разрешение комиссии богословов на ношение мужского доспеха. И в этих мужских доспехах, наряду с мужчинами, двинула штурмовать Орлеан. Вот как вы думаете – поймала бы Жанна Д’Арк хотя бы долю своего всемирного респекта, если бы канючила, выпрашивала привилегии и кичилась платьицем? Не думаю. Моего, фадеевского, респекта – точно нет. 

Кстати, Татьяна Соловьева не только действует, но и мыслит тоже очень правильно и по-бизнесовому. И мысли свои очень неплохо излагает – вот тут можно почитать, у нее в тележке.

А вот здесь и вот тут можно посмотреть видеовизитку, которую мы в агентстве сделали Татьяне – в двух вариантах. Первый – без моего, Фадеевского, участия, типовой, унылый и НЕ-смысловой. А второй – сделанный с подключением моих лучших креативных спецов. Глядим оба, спрашиваем себя после просмотра: «А что я запомнил из просмотренного?» Вот вам и фадеевский контент! 

Подробнее о том, как эти визитки делались, и в чем между ними разница, я скоро напишу отдельную статью. Там я дам дополнительное пояснение к тому, чем и как занимается Татьяна Соловьева. Ну а для меня это небольшая самореклама: я умею делать и видеовизитки. И опорные портфольные статьи – эдакие статьи-презентации, которые в живой доходчивой форме рассказывают про человека и его бизнес. А самое главное, которые отлично индексируются поисковиками и попадают в самый ТОП выдачи:

Вот такое мое мнение относительно женщин в бизнесе и гендерного равенства! 

Еще раз мои поздравления и респекты всем энергичным и успешным женщинам! Особенно таким вот сэлф-мейд-бизнес-вумен, как в этой статье. Прекрасным, обворожительным дамам, которые сделали себе имя, пробились в бизнесе – и без административных квот, нытья и жалоб на несправедливое устройство общества. 

И вам, конечно, меньше всех сдались всякие праздничные пожелания. И без них прекрасно справляетесь 😉

Отзывы в интернете: Фадеев делится хинтами. Как покупателю читать отзывы и не лохануться. Как работать с отзывами, если у вас свой бизнес

Собственно, эта статья будет полезна и тем, у кого свой бизнес, и тем, кто выбирает что-либо в интернете, основываясь на отзывах. Двух зайцев одним текстом, ткскзть!

Фадеев и Слон. Первоапрельская тема

Там много смешного. Не все поймут, ибо оно связано с нашей внутренней кухней, и все же многие наверняка похихикают. 

Реклама в бортовой прессе: три главных правила цепляющего макета

Плюс еще и небольшой бонус, который, впрочем, не менее важен, чем те самые три главные правила.