Об одном карьерном взлете в большой корпорации

Я не раз затрагивал тему работы в больших корпорациях – например, вот этот пост почитайте, а также эту статью. Некоторые считают, что в этих самых больших международных корпорациях очень здорово строить карьеру: высокие белые зарплаты, игровые залы прямо в офисе, возможность путешествовать по миру за счет работодателя, матерые соцпакеты, дорогие служебные тачки... Все это иногда действительно имеет место быть. Однако бывают у работы в больших корпорациях и совершенно иные стороны... Темные и крааайне неприятные. 

У каждой корпорации эти темные стороны свои. Сегодня приведу реальный пример из области геймдева. Дальнейшее повествование базируется на рассказе одного из моих коллег. То есть лично я, Миша Фадеев, ситуацию не знаю, не видел и с ее героем не общался. С героем дружит один из редакторов сайта FFAD.ru. 

Так вот. На днях наш редактор встретился за чашкой пенного с этим своим старинным приятелем, который лет десять тому назад уехал в другую страну (а теперь приехал погостить в РФ на недельку). Уехал он как раз делать карьеру в большой корпорации с несколькими тысячами сотрудников. Занимается корпорация разработкой онлайн-игр. Ну вроде бы просто работа мечты! Громадный светлый офис в центре одной из европейских столиц, халявная жрачка из ресторанов, полтора месяца отпуска в год, свой бесплатный фитнес-клуб, игровая комната с игрушками прямо в офисе опять-таки... 

И при всем при этом приятель с зарплатой в 5 тысяч долларов совершенно... НЕ доволен жизнью. И находится в глубочайшей депрессии. 

Почему? Причины на самом деле небезынтересные. Деньги – деньгами, соцпакеты – соцпакетами, игровая комната – игровой комнатой, но... Страшно, сука, работать в этой большой и вроде современной, живой, прогрессивной гейм-корпорации! 

В свое время он пришел туда обычным рядовым разработчиком, получив зарплату в 2 000 баксов. На предыдущем месте работы он имел всего две-три сотни, и поэтому десятикратный апдейт радикально изменил жизнь к лучшему. Кодишь там чего-то, 3D-модельки рисуешь – и получаешь вагон денег. Ответственности почти никакой, а кайфа – какое-то нереальное количество. 

Проблема была только в том, что конкретно в этой корпорации нельзя годами напролет сидеть и кодить (что, кстати, этому парню очень нравится – он программер по своей сути и призванию). Точнее, если ты совсем уж баран с одной извилиной, то, наверное, тебя не тронут, и ты навсегда останешься с зарплатой в 2 000 долларов и своим быдло-кодингом. И все у тебя будет хорошо, весело и спокойно на твоем низовом уровне. Но если у ты хоть немного даровит и талантлив, то тебя будут заставлять расти – хочешь ты этого или нет. 

И вот героя этого поста, парня правильного и умного, как раз насильно растили. Давали новые должности, поручали новые проекты, вручали в подчинение толпы людей... Парень он башковитый, со всем справлялся, и в какой-то момент стал менеджером верхне-среднего уровня (то есть не прямо супер-топом, но все же заметной величиной в компании). С одной стороны, вроде бы все правильно: это же здорово, когда люди растут и профессионально, и финансово! А вот с другой... Взобрался этот парень по служебной лестнице, получил зарплату в 5 тысяч долларов плюс годовой бонус в 20-25 тысяч и... ооочень серьезно приуныл. А точнее – охуел. Когда понял, что творится на этом уровне, поближе к вершине местной пищевой цепочки. 

Оказалось, что в корпорации – а в ней, напомню, работают несколько тысяч человек – есть своего рода группировки. Центры силы, так сказать. Все они жесточайшим образом друг с другом воюют. И за влияние, и за внимание владельцев корпорации, и за ресурс, и за деньги, и... да вообще в принципе воюют! Ненавидят друг друга лютой ненавистью, ставят коллегам подножки совершенно разных типов. Вот, например, реальная ситуация: был некий топ, глава большого отдела, а потом – ррраз! – люди из конкурирующей группировки представили все так, будто он деньги у хозяев корпорации пиздил (хотя ничего он на самом деле не брал). И выкинули этого топа на мороз без золотого парашюта, но зато с уголовным делом и с в край засранной репутацией. То есть пойти к конкурентам разрабатывать игры он вряд ли сможет – кто ж такого пидораса-ворюгу возьмет? (Мир геймдева – он довольно небольшой, и все там друг друга знают; во всяком случае, на уровне топов.)

Приятель моего коллеги говорит: я, мол, игры хочу разрабатывать, я сюда ради этого пришел, а 70% времени должен тратить на... политику и все эти интриги. Прикрывать от коллег из других группировок свою жопу, ведь они мечтают в нее засунуть паяльник... заключать перемирия... формировать союзы... воевать с одними против других и в одиночку – против всех. Да, от этого страдает наш продукт. Сильно страдает. Но я, говорит, ничего не могу с этим поделать... Или буду вот так крутиться, или тоже рано или поздно получу или уголовное дело, или инфаркт, или... Да ничего исключать нельзя: могут и кирпичом в темном переулке по башке дать. Подобного пока вроде бы не было, но, учитывая накал страстей внутри большой корпорации, рано или поздно может дойти и до такого. 

И вот этот перманентный страх не дает нормально жить. Нет больше ни кайфа, ни радости. Да, денег в результате карьерного роста стало больше. Гораздо больше. Но счастье, как оказалось, не только в них. Даже в отпуске расслабиться нельзя – можно вернуться и узнать, что все твою деятельность за последний год подвергли ревизии, взяли тебя на карандаш и готовят к увольнению. Ну или к гигантскому штрафу. 

Хозяева конторы – тоже люди своеобразные. Они практикуют увольнения в стиле Стива Джобса. Он, как говаривали, мог просто проехать в лифте с кем-то из незнакомых сотрудников Apple – и из лифта этот сотрудник выходил уже уволенным. Потому что во время поездки Джобс задавал ему пару вопросов, находил ответы НЕудовлетворительными – и сразу же без разговоров человека выпизживал. Так делают и большие начальники в этой корпорации: приходят и говорят – ой, привет, а как тебя зовут? Николай? Очень приятно! А чем это ты тут со своим отделом занимаешься? Хм, странной ты какой-то хуйней занимаешься... Я чет думаю, что нашей компании оно не надо! С завтрашнего дня можешь не выходить, расчет получишь в бухгалтерии... Понимание, что с тобой может случиться вот такое, тоже оптимизма не добавляет. 

А со стороны эта корпорация кажется ну просто работодателем мечты. Причём в мировом масштабе. О ней пишут статьи в десятках стран, ее хозяева дают красивые глянцевые интервью телевидению и выступают на разного рода международных бизнес-форумах, школотроны играют в ее игрушки на своих Ксяоми и мечтают получить там работу. Работу мечты! Что же там творится на самом деле – см. выше. Да, возможно, на низовом уровне все и неплохо. Есть шанс получать неплохие деньги и, в принципе, жить-поживать. Но если поползешь вверх – то вместе с фонтаном денег получишь и фонтан говна. Причем струя будет толще именно во втором случае...

Герой этого материала говорит, что за последние годы очень-очень устал. Атмосфера на работе тяжелая, в завтрашнем дне он не уверен. Да, накопленные деньги в теории позволяют купить пару-тройку квартир, сдавать их и, в принципе, неплохо жить вообще без работы. 

Но он совсем не хотел бы, чтобы все сложилось именно так. Чувак этот мечтает о самореализации, ему нравится то, чем он занят. Он хотел бы и дальше пилить офигенный продукт и рвать рынок. По пирамиде Маслоу он поднялся на тот уровень, когда базовые потребности давно и прочно удовлетворены (считай, ему уже не нужно задумываться о условных ценах на хлеб, как когда он въебывал за 200-300 баксов в месяц), ему уже хочется той самой самореализации, полезности для общества, некоего созидания – причем, разумеется, без подножек от коллег, борьба с которыми жрет 70% рабочего времени... Это нормально для умных вменяемых людей: когда денег мало – им нужно удовлетворять базовые потребности и думать о хлебе, а когда денег становится много – появляются вещи, связанные с саморазвитием, с реализацией творческого/профессионального потенциала. Но... Хер его знает – сложится ли все так. Может быть, да. А может быть этого парня ждет увольнение по неприятной статье, а то и вовсе уголовка. И это страшно гнетет. Висит над ним как дамоклов меч.

Плюс вот еще какой момент его откровенно пугает. Совершенно логично, что с ростом доходов растут и потребности, фактически – траты. Когда ты получаешь 200-300 баксов, ты пойдешь и возьмешь в кредит тот же Ксиоми. А если у тебя зарплата 2 000 баксов или уж тем более 5 000, то тебе уже айфон последний подавай. За кеш из кармана. И макбук свежий в придачу. И ремонт прикольный в многокомнатной хате. И машинку свеженькую из Германии или Японии – класса C, а то и D. И вот к этому, даже будучи на словах полнейшим бессеребренником и аскетом, на самом деле очень быстро привыкаешь. Все эти недешевые блага очень быстро становятся частью жизни, обыденностью. И вот этот парень прямо и говорит: с трудом представляю, что будет, если меня таки в какой-то момент выпиздят. Я, мол, сам не заметил, как привык к последним айфонам и хорошим машинам... И если я расстанусь со своим работодателям, да еще и по некрасивой статье или просто со скандалом, то хер я куда устроюсь на сравнимые бабки. Ну да, квартиры сдавать буду, если я таки их куплю... Но они будут приносить не 5 000 долларов в месяц, как сейчас, а раза в три-четыре-пять меньше. И я не уверен, что смогу прожить на эти бабки без впадения в глубочайший экзистенциональный кризис. 

...Вот такая вот она бывает – работа мечты в больших международных корпорациях. И никакие большие бабки, получаемые В МОМЕНТЕ, не могут перебить этого букета мерзких ощущений, который тебе с радостью вручает твой богатый и вроде бы такой милый и классный международный работодатель. 

Забыть нельзя запомнить: про мой подход к неймингу, брендингу и прочей айдентике

Рассказываю о том, как пилится правильная айдентика: чтобы было не красивенько и гламурненько, а эффективненько и полезненько для бизнеса. 

Кейс. Как мы рассказали 85 млн человеков об уникальной российской уходовой косметике, выпустив 300+ публикаций за 2,5 года

Сотни активностей, десятки оригинальных ходов, стрельба по площадям, а не по кошкам... и как итог – постоянный рост продаж нашего клиента в ДВА раза год к году!

О работе с клиентами. Маленький гибкий бизнес, где мы общаемся с владельцем vs. Большая корпорация, где всем рулит пассивная наемная шелупонь

На конкретном примере рассказываю, как одиночка-Давид (с моей скромной помощью) сумел порвать на рынке наушников целую армию Голиафов, которые де-факто отказались от моей помощи, хотя и заплатили за нее.