Моё понимание правильной мотивации, и почему надо увольнять «заслуженных» прямо сейчас
Люди думают, что их жопа как вино — с годами становится лучше сама по себе. И если такой мистер долго работает в компании, он автоматом должен получать больше.
Однажды он приходит к боссу и говорит что-то вроде:
— Эй, Миша, я уже два года сижу с одной и той же зарплатой! Хочу больше!
Я бы продолжил диалог таким образом:
— А ты стал работать больше или лучше?
— Нет. Но я уже два года сижу!
— Сидишь! А средняя зп по твоей компетенции на рынке давно стала ниже. Пошёл-ка ты нахер, найму на твоё место студента!
На самом деле, у меня в компании ПРОСИДЕТЬ два года без роста не удавалось ещё никому — коллектив маленький, отлично видно, кто чем занимается и у кого какие успехи. Или ты растёшь, или в сад идёшь.
А вот в больших компаниях такие овощи отлично себя чувствуют — врастают корнями и зря занимают место под солнцем годы напролёт. Я уже затрагивал эту тему ранее, но с точки зрения бизнеса. А теперь давайте поговорим именно о кадрах. Как говорил один замечательный грузин, кадры решают всё.
Да, опытный и заслуженный товарищ эффективнее в работе, чем новичок в первый месяц, который ничего не знает, ничего не понимает и на чьё обучение придётся потратить кучу времени и без того нагруженных сотрудников.
Но рынок очень динамично меняется. Чтобы стоять на месте, надо бежать так, как будто за тобой бешенный стаффорд. Если человек не растёт и делает из года в год одно и то же — он не развивается с рынком вместе, и соответственно тормозит развитие компании.
Поэтому иногда реально полезно уволить закостеневших заслуженных сотрудников с грудью в орденах, помнящих вас молодым худым и с волосами. И пустить вместо ветеранов молодую свежую кровь. Плевать, что у них не хватает опыта (Где тут кофемашина? Как работает ксерокс?) и вообще они принадлежат к поколению, которое вы не понимаете («Кто такой Лил Памп? Что значит флексить?»), зато у них есть дополнительная ценность, принесённая извне — свежие идеи, новые подходы и новая точка зрения.
Я уже приводил в посте про 1% пример с бизнесом как автомобилем. Есть люди-пассажиры. Кто-то когда-то давно помогал набрать скорость и толкал машину вместе с вами, но потом быстро заскочил в салон и спокойно неподвижно сидит-пердит всю дорогу. Большинство вообще запрыгнуло по пути. Так или иначе, в данный момент все пассажиры просто сидят в вашем автомобиле свесив ножки и никак не помогают транспорту ускоряться или преодолевать препятствия. По прямой и по наклонной можно очень долго катиться со множеством пассажиров на борту. Можно даже рассуждать о какой-то инерции… Но как только авто заедет в ямку (кризис на рынке, потеря ключевого клиента, война с конкурентами), или появится выбор — заехать в горку или откатиться назад и заглохнуть — продолжить движение можно будет только если с вами будут люди-двигатели. Те, кто реально тащит и вывозит, кто готов напрячься изо всех сил, чтобы помочь бизнесу вырваться на новый уровень. И не будет создавать видимость деятельность.
Человек-пассажир просит повышения зарплаты просто за то, что просидел на своем месте несколько лет. Человек-двигатель — предлагает варианты для роста бизнеса, увеличения эффективности, решение проблем, новые направления, создаёт дополнительную ценность и хочет иметь долю с этого.
Единственная проблема людей-двигателей – они могут тухнуть, если им не хватает загрузки или мотивации. Долгое время не работающий двигатель теряет возможность эффективно работать и постепенно превращается в балласт. Еще и обиду затаит за загубленную молодость и зарытый в землю талант — оно вам надо?
Топливом для людей-двигателей служит двойная мотивация. Деньги + профессиональный рост, челлендж, интерес — зовите, как хотите.
Сотрудник нуждающийся в деньгах, с ипотекой и спиногрызом на шее, в случае потери вдохновения (что обычное дело при работе 24/7 в дни адового аврала) сможет какое-то время тащить на одной жажде наживы, пока не найдёт для себя новую мотивацию или вы ему не поможете. С человеком, которому не интересны деньги, каши не сваришь.
Крышесносный пример из моего собственного опыта. Случай, от которого я до сих пор не могу отойти. Есть у нас в конторе один замечательный человек с реально уникальными скиллами. Когда я ему предложил повысить зп в 1,5 раза, если тот расширит компетенцию и ответственность – человек сказал: «Нет, спасибо». Человек не получил пинок под жопу только в порядке исключения — потому что его навыки действительно уникальны для рынка. Любой другой сотрудник при прочих равных отправился обновлять резюме и ходить по собеседованиям.
Ещё пример «бессеребренника». Пришла как-то на собеседование заряженная девушка — дочь гендира крупнейшего продавца цветов. Катается на новом бмв, кожа цвета куры гриль, с ног до головы Гуччи и Прада. «Хочу, говорит, у вас за 400 баксов в месяц менеджером поработать — забавные вы». Девушка собеседование не прошла. Нам таких скучающих энтузиастов не надо: как только ей перестанет быть интересно – она сорвётся. Самостоятельно поставить себе новую интересную цель такой человек не сможет, он привык, что ему предлагают на выбор разные развлечения и занятия, только пальцем ткни, какое хочешь.
Человек, который замотивирован только на деньги, которого интересует только одно — как здесь и сейчас срубить бабла — тоже не подойдёт. Такой пассажир с легкостью перепрыгнет на новое место пожирнее и потеплее, так что ты потеряешь впустую все, что в него вложено. У нас, например, человек конторе начинает окупаться только через полгода. Если сбежит — будет для вас убытком. Например, был товарищ, который к нам пришел на зп 40 тыс рублей. Три месяца учился-учился, косячил, тратил время старших товарищей. Как-то худо-бедно работал, но в основном городил косяк на косяке. В итоге — ничему не научился, не вывез, просто встал и ушел. Конторе этот персонаж обошёлся в 180 тысяч рублей.
Человек, с которым по пути «молодому и активно развивающемуся бизнесу», настоящий двигатель — это специалист, который замотивирован и на деньги, и на профессиональный рост. Причем не только на строчки резюме и кейсы в портфолио для повышения стоимости на рынке труда, но на постоянный челлендж. Двигатель — это тот, кто хочет постоянно прыгать выше головы, бить собственные рекорды, изучать новое, развиваться в рамках компании и на благо вашему бизнесу. При этом деньги его тоже интересуют — как материальное отражение его успехов и достижений. Ну и как средство, благодаря которому можно отбиваться от хозяйственно-бытовой ерунду, чтобы не мешала работать. Именно таких людей я стараюсь сплотить вокруг себя в АМР, и именно с такими людьми я и вам советую иметь дело.
В общем, основной совет: когда надо взять новую высоту и въехать в горку или выехать из ямки – избавляйтесь от пассажиров. Проверьте всех, от заслуженных работников-ветеранов с многолетним опытом и кучей старых заслуг, до последней уборщицы. С утроенной тщательностью проверяйте офицерский состав — у руля нужен тот, кто сможет собрать и замотивировать людей-двигателей. Кто сам впряжётся в упряжку, заведёт всех остальных, чтобы вытащить бизнес из ямы или взойти в гору. Иначе будете буксовать, пока не заглохнете.
С какими клиентами вам не по пути? Основные типажи поехавших заказчиков - узнай любимого клиента
Рассказываю о том, как пилится правильная айдентика: чтобы было не красивенько и гламурненько, а эффективненько и полезненько для бизнеса.
Сотни активностей, десятки оригинальных ходов, стрельба по площадям, а не по кошкам... и как итог – постоянный рост продаж нашего клиента в ДВА раза год к году!
На конкретном примере рассказываю, как одиночка-Давид (с моей скромной помощью) сумел порвать на рынке наушников целую армию Голиафов, которые де-факто отказались от моей помощи, хотя и заплатили за нее.
Подписывайтесь в Телеграме
Подписаться