5 совершенно реальных коротких историй про глубинный народ (+ кое-что про маркетинг)

В последние пару месяцев у меня вышел целый ряд статей и постов про так называемый глубинный народ, выражаясь языком Владислава Юрьевича Суркова (он же Асланбек Дудаев – умнейший человек и в недавнем прошлом помощник Пу по особым поручениям). Чего-то меня понесло в последнее время на данную тему… Однако это не праздная графомания – ни в коем случае!  Необходимость более глубокого раскрытия этой самой темы я осознал после очередных митингов в поддержку господина Навального. На первый из этих митингов, если верить официальным данным, вышло тысяч 40 человек. Вроде бы – уух! Не три калеки! Но ведь в России обитают более 140 миллионов человек! И хочется задать всем креаклам, шумящим про массовость митингов, вот такой вопрос: а вы, дорогие, вообще понимаете, что 40 тыс. из 140 млн – это О малое, как говорят математики? На уровне статистической погрешности. Это один маааасенький моногород. И даже если бы поорать за Леху вышли 100 тыс. человек, то ничего бы не поменялось: в масштабах страны что 40, что 100 тыс. – это один хрен. А еще хочется спросить: оставшиеся 140 млн минус 40 тыс. вышедших – это кто? Ну ок, еще миллионов 40 живут в крупных городах – начиная столицами и заканчивая областными центрами, где есть какие-никакие, но правительства, думы, госорганы… А остальные 100 млн, или 70% всего населения? ЧТО это за люди? Каковы их чаяния? Каков смысл их жизни? Чем они вообще живут и как? 

Эти люди – десятки миллионов Петровичей! – и есть тот самый глубинный народ. Загадочный, таинственный, необъяснимый, в значительной части – мрачный, депрессивный и даже страшный. Народ, чьи чаяния нам, интеллигентным обитателям столиц и крупных городов, совершенно непонятны. И вот с ними, с этими людьми, никакой Навальный, даже если он станет новым Царем, не сможет сделать ровным счетом ничего. А значит ни Навальному, ни кому-либо другому не удастся просто по щелчку пальцев превратить нынешнюю Россию в Россию более великую, более богатую, более цветущую. 

Так вот. Если вы хотите больше понять про глубинный народ, то прочитайте, скажем, этот мой пост про Навального и Суркова, прочитайте вот эту статью про исповедь директора завода из самой что ни на есть жопской глубинки, а также вот этот материал про якобы проданных на органы младенцев из Дагестана. Многое поймете – обещаю! 

Однако прочитайте и то, что написано ниже. Один из моих коллег, ознакомившись с перечисленными выше статьями, сказал, что в его жизненной копилке тоже есть пачка историй про глубинный народ. Не счел возможным сдерживать коллегу – и он изложил эти истории в виде статьи. Коллега, если что, из самой глухой провинции, и он вырос как раз среди глубинного народа. В некогда крупном советском промышленном центре, куда со всего Союза съезжались передовые специалисты... И который после развала Союза превратился в депрессивную дыру. Дыру, где, тем не менее, живет полмиллиона людей. 

Еще раз: ниже – текст коллеги и его истории; я только облек их в литературную форму, но сути не менял. 

***

[вместо вступления] Есть такой фильм режиссера Сергея Лозницы – «Счастье мое». Он как раз про тот самый глубинный народ. И пробирает эта лента куда сильнее, чем очередной картонный америкосский ужастик. Во всяком случае, лично меня – пробрала. Настолько, что даже как-то пусто внутри стало. Какой-нибудь «Груз-200» в сравнении со «Счастьем» – что-то сродни мультикам про кота Леопольда. 

 
13-летняя проститутка бросает деньги в лицо нормальному мужику Георгию, который просто хотел ее накормить (кадр из фильма «Счастье мое» режиссера Лозницы)

Однако я сейчас даже не о фильме хочу рассказать, а привести цитату из одной рецензии на него. Журналист пишет: «Это то счастье, которым живет страна. Не ее верхний слой, посещающий „Жизель“ в ГАБТе… Страна. Реальная. Огромная. Вдали от Тверской, от Петербурга, от Екатеринбурга, от Новосибирска, от больших городов». Это как раз то, о чем писал Фадеев во всех статьях, ссылки на которые расположены выше. Навальный, демократия, права человека, западные ценности, айфоны, автосалоны, кинотеатры, тимбилдинги и сапожки-угги – это для тех, кто живет в столицах + в десятке крупных городов. Креаклы, обеспеченный средний класс, интеллигенция, обычные добропорядочные граждане. Но их – миллионов 40 (30% населения). А остальные 100 миллионов (70%) – кто это?

Вот как раз те, кто обитает «вдали от Тверской». И окружающее их пространство соткано из совершенно других материй – как физически, так и ментально. Взглянем же на эти материи. 

***

Два друга в возрасте слегка за 20 – Николай и Петр – очень любили а) трахаться с женщинами и б) кататься на машине. Практически каждый вечер они заводили Колин видавший виды «Москвич» и выезжали, как они сами это называли, «на хоря». Ну то есть цеплять не обремененных социальной ответственностью девушек на улицах своего уездного города-полумиллионника. Везло не всегда, и поэтому в год на каждого приходилось примерно по сотне телок. Предохраняться парни не любили, и поэтому переболели практически всеми возможными нехорошими болячками. Разве что до СПИДа дело не дошло (а ведь могло бы!). 

Ну а самое милое заключается в том, что ни Петр, ни Николай венерических итогов своих похождений ни разу не стеснялись. Более того – даже гордились ими и не упускали случая прихвастнуть перед пацанвой помладше и даже сверстниками. «Вот, помнится, лечил я в 2010-м трипак, и шел тогда по телеку сериальчик-на...», – вот так, например, любил говаривать Петян во время дружеских посиделок, намереваясь удариться в пространные рассуждения о кинематографе. Теперь, кстати, Петр в полиции сержантом служит. А Николай подался в частные предприниматели – втюхивает БАДы старушкам со своего раёнчика. 

***

Жил-был мужик лет 55 – нормальный, с высшим образованием, с небольшим бизнесом, с хорошей дружной семьей. Ну и был у него друг детства – из мелких... ну даже не бандитов, а из примазавшихся к ним. И вот однажды вечером этот друг заявляется домой к коммерсанту. Пойдем, говорит, дело есть. Нормальным тоном, в неплохом настроении, ничто не предвещало неожиданностей. 

Выходят они во двор, а там тачка стоит. А в багажнике... труп с окровавленной головой и куски поломанной бейсбольной биты. Этот мелкий полубандит и говорит: мол, подрался я чет неудачно, и вот теперь надо от трупа избавиться. Давай его свиньям скормим. Помоги его куда-то деть, а то идей никаких! Раньше со мной, мол, такое уже случалось, и мне Витька Окурок помогал от тел избавляться, но он же щас пошел по этапу... Так что я к тебе приехал! Коммерсант, не обидевший в своей жизни и мухи, как стоял – так и сел на жопу. А как поднялся – так и на полусогнутых поплелся домой. Ну а дружаня-то еще и надулся – ну как так-то, другу помочь не захотел! Плюнул в сторону удаляющегося коммерса и отправился к другим приятелям совета относительно жмура спрашивать. (Там его и поймали, судили и с учетом предыдущих художеств дали 15 лет строгача.) 

***

Сын нашего местного олигарха – назовем его Иванушкой – подавал большие надежды. В какой-то момент, годам к 22, стал успешным менеджером в папиной фирме: торговал грузовичками-полуторками и сельхозтехникой. А потом однажды – бббац! – и исчез. Нашли его пустую грязную машину на стокилометровой трассе между двумя городами, а самого его... самого его тоже нашли, но только через месяц, всего заросшего и с осоловевшими глазами. В расположенной в лесу общине мормонов-буддистов. Да, оказывается, такое тоже бывает. Мне лично кажется, что скрестить ежа с ужом проще, чем ебанутых христиан из штата Юта и возвышенных парней с тибетскими замашками. Но оказалось, что в России возможно ваще абсолютно все. И вот Иванушка угодил в такую милую компанию. Причем, как оказалось, к побегу он готовился долго, обстоятельно. Полгода примерно. Хорошо еще квартиру не успел на новых друзей переписать – а то и такие планы были. 

И знаете что? Ничего удивительного в этом нет. Провинциальные города, ПГТ, станицы и деревеньки далеко не всегда во власти РПЦ находятся. Нередко они контролируются сектами – от ваххабитов до таких вот мормонов-буддистов. Иногда и чуть иначе бывает: вот на этой улице в ПГТ адвентисты живут, тут кришнаиты тусуются, а вот тот переулок каким-нибудь свидетелям телепузиков принадлежит, которые в полнолуние задом наперед на четвереньках с морковками в жопах по селению бегают (ну просто обряды у них такие). Иван же по этим ПГТ регулярно мотался – колхозникам трактора продавал. В одну из поездок Ваню и завербовали, рассказали, что он не так живет, и что надобно ему праведным человеком становиться. Ну он и стал. Долбоеб. 

***

А вот Машенька – одна из лучших в ПГТ специалисток по наращиванию ногтей. А еще – молодая мама. Папа у ребеночка тоже есть, правда, он с Машенькой и дочкой не живет. Просто как-то так случайно оказалось, что залетела Мария... от своего родного дяди, который старше ее лет на 30. Залетела, родила не совсем здоровую дочку (сказалось кровосмешение + Машины женские болячки из-за бурной молодости), и теперь вот ноготки наращивает.

Ну а самое главное: думаете, Машу за связь с родным дядей кто-то осудил? Родные там, друзья, коллеги по салону красоты? Да нет, уважаемые, нихера. Окружающие в теме и относятся к этому как... ну как к варианту нормы, скажем так. Ну дала куда не надо и кому не надо, дело молодое, и вообще дочечка же родилась. И только тетка – жена дяди – Машу не любит. Но от дяди не ушла. Так и живут-поживают все они вот этим диким, страшным, нездоровым кублом... Главное – маникюр у всех охуенный. 

***

Или вот еще одна история про молодую яжмать. Однажды менты, патрулируя в 4 часа утра окраину города, видят посреди улицы ни много ни мало 4-летнюю девочку. Да еще и темнокожую. Дополняет и без того охуительную историю тот факт, что дело было не летом, не весной, а в начале января. Девочку забирают в отделение и начинают разбираться. Оказывается, что ее мамаше лет 20, и родила она дочурку от негра, который приехал в этот город учиться в университете. Негр, правда, тихо сзади подошел, ловко сунул и... даже не пошел, а ушел. Растворился, так сказать, в мраке ночном – только его и видели.

Однако девушке... очень понравилось иметь дело с мужчинами с Черного континента! То ли из-за цвета кожи, то ли из-за размеров достоинств. И она, сбагрив дочку своей мамаше, находилась в перманентном туре по окрестным городам и весям – в поисках нового мужика, причем обязательно негра. В ту ночь, когда малышку обнаружили на улице, ее ебанутая на всю голову мать тусовалась в паре сотен километров от своей квартиры – тестировала в ночном клубе соседнего населенного пункта очередного темнокожего бойфренда. При этом бабушка, которая и следила за девочкой, уснула, забыв закрыть дверь. Девочка и ушла – видимо, ей воздухом подышать захотелось... Ну или она просто устала от этого махрового пиздеца. 

***

Ну а теперь давайте отпустим моего коллегу дальше писать гениальные копирайты для клиентов – и передадим слово мне, Мише Фадееву. Благо мне есть что добавить к вышеизложенному. Начну я тоже с экскурса в авторский кинематограф. Есть такой фильм «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Фильм этот про провинциальную глубинную Россию – ту самую, депрессивную, мрачную и перекосоебленную... Ту, которой эта статья и посвящена. Фильм получился действительно очень сильным, и снят он рукой мастера, это факт. И, как обычно и бывает с такими вот матерыми философскими кинолентами, у зрителей возник целый ряд совершенно разномастных трактовок увиденного. Например, либеГально настроенная интеллигенция видит в «Левиафане» исключительно сказ о простом бедном народе, который страдает от коррупции и произвола под гнетом путинских ментов-чиновников-попов... Так сказать, типичную историю из жизни глубинной путинской России. И таки да, в фильме обычный русский мужик вроде как сталкивается с произволом даже не государства в целом, а развращенных вседозволенностью местных властей и примкнувших к ним местных бизнесовых и православных элит. Мужик вступает в бой с этими «силами зла» – и оказывается поверженным. Однако это, повторюсь, точка зрения либеГальной интеллигенции. У меня же сложилось совершенно другое мнение, наверное, нехарактерное для обеспеченного обитателя столицы (во всяком случае, моя точка зрения не совпадает с мнениями друзей-знакомых, близких мне по социальному статусу). 

На мой взгляд, этот фильм гораздо проще, чем кажется. Без особенной глобальной философии – просто про то, как хорошему классному мужику из провинции... попалась дурная, истеричная, неудовлетворенная, с исковерканной психикой баба. Баба, которая в итоге и стала причиной окончательного финального пиздеца. Она не смогла обуздать свои животные инстинкты, наверняка ко всему прочему усиленные телевизором или там каким-нибудь инстаграмом, – и в итоге погубила все вокруг себя, выжгла все огнеметом своей истерично-неудовлетворенной натуры. Все, включая и своего мужика. Она неспособна быть благодарной за то, что у нее есть, и будучи морально неуравновешенной – разрушила и быт, и дружбу, и семью, и, что самое страшное, жизни. 

Проблема глубинного народа не в том, что им плохо управляют, и не в произволе чиновников. Проблема глубинного народ в том, что такие люди очень близки к животным. Они живут не разумом, а инстинктами, шаблонами. Окружающая их пиздецовая провинциальная действительность сформировала эти шаблоны, телевизор-инстаграм полирнул получившееся – ну и имеем то, что имеем. И, собственно, «Левиафан» в моем понимании рассказывает о том, как одна представительница этого глубинного народа может разрушить жизни кучи людей вокруг себя. Просто с полпинка, как говорится. Рекомендую читателям посмотреть (ну или пересмотреть) этот фильм – и особое внимание обращать не на яркие характеры чиновников-ментов-попов, а именно на сероватого главного героя и его бабу. Что делает он и что вытворяет она. Задумайтесь: вот не было бы чиновников-ментов-попов, а ведь баба бы оставалась той же самой! С таким же говном в голове. И все равно оно рано или поздно вылилось бы. И фиг его знает – КАК бы оно вылилось... В кино главгерой оказывается живым в тюрьме, а в ином случае и топором бы мог от своей женушки получить. Не ровен час... 

Ну и вывод тоже будет от меня, от Фадеева. Коротенький. Вывод этот примерно такой же, как в статье про ненастоящих младенцев из Дагестана. Короче: вы понимаете, кто вообще населяет Россию? Вот такие люди и населяют! Нет, вовсе не каждый из россиян страшный упырь, но какие-то нездоровые скелеты в шкафу есть практически у каждого. И ооочень нередко эти скелеты являются для представителей глубинного народа жизнеопределяющими, формирующими окружающее пространство, принципы, повадки. Поэтому вы, дорогие московские маркетологи, сидящие в смузи-офисах, перечитайте еще раз все эти истории и подумайте, кто и как будет покупать ваш продукт. Покупать его будут вот эти люди – причем в основном они, потому что их 100 лямов из 140! 70% всего населения нашей необъятной страны! Они готовы тратить деньги на говно-наушники, на говно-смартфоны, на какие-то кетчупы, на консервированные овощи, на детскую одежду, да на любые товары! И рассказывать об этих товарах необходимо на том языке, который эти представители глубинного народа по-ни-ма-ют. Им не до мАськовького гламура, им не до изящной словесности, на «Жизель» в ГАБТ они не ходят. Они варятся вот в этом треше, обильно разлитом в окружающем их пространстве, – и будут вариться всегда. Вариться и покупать, покупать, покупать, покупать, покупать. Вот и задумайтесь: а сможете ли вы им что-то продать? Я вот, Миша Фадеев, точно смогу. Достаточно взглянуть, например, на этот мой кейс про миллион проданных совершенно дикими методами говно-смартфонов

Ну и в качестве последней философской мысли: вы правда думаете, что какой-то Леша Навальный с примкнувшими к нему подпевалами вроде Чичваркина способны взять и в миг изменить ЭТУ Россию?..

Ой ли! Эта Россия ментально до сих пор в начале 19 века живёт, во времена крепостного права. Даже коммунисты за 70 лет адового пиздеца не смогли поменять её психологии. А уж мАсковский мажорный мальчик Лёша тем более не сможет. Даже если не станет воровать, а к его услугам будут все ресурсы огромной страны.

Реклама в бортовой прессе: три главных правила цепляющего макета

Плюс еще и небольшой бонус, который, впрочем, не менее важен, чем те самые три главные правила. 

История создания одной видеовизитки, или Снова о тщательной «полировке» контента в агентстве Фадеева

Рассказываю о том, как мы сперва сделали очень плохую видеовизитку, но осознали свою ошибку и оперативно создали шедевр (причем бесплатно для клиента)

Поздравлений пост! И монолог о здоровом феминизме – в жизни, бизнесе и мышлении. С примерами из собственной практики

Рассказываю об удивительных бизнес-дамах из числа своих клиенток, параллельно поздравляя их (и не только их) с понятно каким праздником.